Взгляд сверху
Жить или не жить под наблюдением видеокамер? Одни считают, что наблюдение – это ущемление свободы личности. Другие – и таких, уверен, большинство – с удовольствием оставляют, например, машину на парковке, оборудованной системой видеонаблюдения, ведь так безопаснее. И мир идет именно по пути увеличения видеокамер в самых разных сферах нашей общественной жизни. Специальное совещание на эту тему во вторник провел Президент Лукашенко. Виктор Евтухов продолжит.
 
Во вторник Президенту представили доклад по двум инвестиционным проектам. Тема обоих – мониторинг общественной безопасности. Речь о фото и видеокамерах, которые помогут органам правопорядка получать оперативную информацию и быстро принимать меры. Первый проект – система фотофиксации скорости. Она уже проходит обкатку. На протяжении трассы Минск-Брест собираются установить 100 таких автоматов, но уже сейчас водители, которые превышают скорость, наверное, заметили, что их езду сопровождают яркие вспышки. В ГАИ говорят, что пока система работает в тестовом режиме, но вскоре любителям такой езды с подсветкой придется раскошелиться. В прицел фотокамеры попадает номер автомобиля, кто за рулем на снимке не видно. Это не имеет значения, если нарушитель раскается и честно заплатит. Проблема с теми, кто будет утверждать, что за рулем был другой.
 
Станислав Соловей, старший инспектор УГАИ МВД: «С законодательной точки зрения ответственность с водителя, а не с транспортного средства. За рубежом ответственность чаще всего с транспортного средства».
 
Что касается механизма работы, то по проекту, данные будут стекаться в центр в Минске, квитанции нарушителям придут почтой, но, например, на главной транзитной трассе Брест-Москва предусмотрено, что система будет вести гонщика до ближайшего поста ГАИ.
 
Второй проект касается столицы. Это интеллектуальная транспортная система безопасности. Говорят, позволит увеличить пропускаемость столичных дорог на 20 процентов. Инвестпроект, конечно, предусматривает новое оборудование. Поставщики уже установленных в столице камер, говорят, что такие дополнительные возможности можно навесить и на их систему. Обо всех тонкостях и целесообразности обоих проектов Александр Лукашенко во вторник и поручил доложить чиновникам. Как выяснилось, и в первом и во втором проекте деньги инвесторов, но в какой-то мере участвует и бюджет, потому что Президент призвал действовать комплексно, ведь цель не заработать денег, а сделать движение безопасным. Для этого трассы связывающие Минск и областные города надо довести до уровня, повысить на них скоростной режим, и вот тогда ставить фотокамеры. По итогам совещания, Лукашенко поручил доработать инвестиционные договоры. Что касается целесообразности телемониторинга, вообще, – на этот вопрос давно ответили и за рубежом и у нас.
 
В Нью-Йорке первые камеры появились еще в 70-х годах, а в массовом порядке их стали вешать после терактов 11 сентября 2001 года. Сначала в Даунтауне, там, где стояли башни Всемирного Торгового Центра, а потом и во всем Манхеттене. Именно с помощью камер 2 мая этого года предотвратили теракт на Тайм-Сквер. Несмотря на это, местные жители относятся к видеонаблюдению по-разному.
 
Саманта Окулло, жительница г. Нью-Йорк: «Я думаю, чем больше камер будет в этом районе, тем лучше. Про другие ничего не могу сказать. Именно здесь так и должно быть».
 
Клинтон Форк, житель г. Нью-Йорк: «Нам не нужно больше камер. На протяжении целой мили здесь сплошные камеры. Власти утверждают, это для того, чтобы фиксировать машины, которые нарушают правила. Но, я вас спрашиваю – а на что копы?»
 
Копов, то есть полицейских в Нью-Йорке не хватает – недавно прошло сокращение, и сейчас начальник полиции отправил Обаме письмо с просьбой купить еще телекамер. К примеру, в метро сейчас они единственный способ поддержания порядка.
 
Рэй Келли, глава Полицейского Управления, г. Нью-Йорк: «На данный момент нами организовано свыше 65 тысяч пунктов проверки в метро. Это помогает жителям Нью-Йорка чувствовать себя безопаснее. Мы должны быть готовы к возможным терактам».
 
Немало камер и в Москве. Правда, недавно выяснилось, что не все из них работают. Группа компаний «СтройМонтажСервис» получила подряд на обслуживание видеосистемы, но применила не затратную схему из голливудского боевика: камеры выключили и крутили записанную однажды картинку. Только одному округу Москвы такой «стоп-кадр» обошелся в миллион долларов. Эта история научила соседей: мало повесить 80 тысяч камер, надо придумать, как их разумно обслуживать.
 
Роман Жаркой генеральный директор кампании «Интеллектуальные системы безопасности»: «Московский пример, пример, на котором все учились, как делать не надо, когда московский проект начал развиваться в начале 2000-х годов, мы тоже участвовали в этой программе. К сожалению, система города работала по неправильному принципу: больше камер, но следить за ними было некому – это и породило бесхозяйственность».
 
Поэтому в Беларуси и рассматривают проекты инвесторов с интеллектуальной составляющей, а не просто вешают камеры. Их у нас гораздо меньше, чем в Москве или Нью-Йорке: всего – 3 280. 1 300 дают картинку на экраны, за которыми в реальном времени наблюдают дежурные оперативники. Есть случаи, когда преступника с помощью камеры взяли прямо на месте, так что позиция белорусских милиционеров та же, что у американских полицейских – камер надо еще больше.
 
Конечно, камеры нравятся не всем. И любители быстрой езды, и любители теорий заговоров по всем миру, обсуждая камеры безопасности, например, в интернете, часто говорят, наоборот, об опасности тотального контроля, и сравнивают ситуацию с фантастическими романами и сериалами. Хочется задать вопрос: а что тайное и сокровенное собираются делать такие критики на скоростной трассе, оживленной улице или в тихой подворотне? Любителям тайн, можно предложить цитату только не из фантастики, а из Библии: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
 
 

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram