А некоторые из них помогли странам в непростое кризисное время.
Накануне латвийский премьер заявил, что в стране удалось остановить экономический спад, и даже наметился определённый экономический рост.
Латвия – одна из наиболее пострадавших европейских стран в результате мирового кризиса. Здесь наложились друг на друга сразу несколько мощных факторов, практически разрушивших народное хозяйство республики. Большинство предприятий оказались на грани или за гранью банкротства, а в целом экономика республики оказалась отброшенной на восемь лет назад. Тем не менее сегодня, впервые за несколько лет эксперты увидели свет в конце тоннеля.
Гиртс Рунгайнис, экономист-аналитик: «общий мировой кризис, пришедший из Америки, у нас наложился на наш собственный, когда лопнул искусственно вздутый финансово-кредитный «пузырь». И мы настолько быстро достигли самого дна, что теперь, по закону маятника, начинается движение в обратную сторону».
Первыми о положительных колебаниях в экономике республики громогласно заговорили политики. Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис накануне, на специальной пресс-конференции, поспешил объявить, что рецессия опрокинута и начался рост производства. На самом деле, согласно экономической терминологии, если ВВП увеличивается два квартала подряд, то есть основания утверждать, что рецессия прекратилась. Кроме того, заметны структурные изменения: вместо дешёвых кредитов, роста потребления и бума надвижимости – в основе нынешнего роста производство и экспорт. Предприятие Латвийские железные дороги – одно из немногих оставшихся на плаву в тяжёлые годы и во многом благодаря грамотному партнёрству с соседями и, прежде всего, с Беларусью.
Эрикс Шмукстс, член правления, вице-президент ГАО «Латвийская железная дорога»: «Беларусь – наш основной партнёр по грузоперевозкам, с той же Россией у нас вполовину меньше оборот. Беларусы очень грамотны и профессиональны, работать с ними приятно. К тому же, мы взаимно всегда шли на уступки, двигали цену и т.д. Поэтому нашу отрасль кризис обошёл стороной».
В Латвии гордятся совместным с Беларусью и Эстонией железнодорожным проектом «Зубр»: это специальный контейнерный поезд, успешно конкурирующий с автоперевозчиками. Успешно продвигается работа на приграничных узлах, таких как Бигосово, в разработке много других новых проектов. Всё это в немалой степени способствовало удержанию латвийской экономики на плаву и уже даёт перспективы на рост макроэкономических показателей республики. Во всяком случае, от очередного займа всемирного банка Латвия решила обойтись.
Ещё один верный показатель улучшения общей ситуации – это медленный, но верный рост цен на потребительские товары и услуги. Покупательская способность населения растёт, а значит, латвийская экономика на самом деле подаёт первые признаки жизни.
Подписывайтесь на нас в Telegram