Со вторника (3 августа) все 54 белорусских молокоперерабатывающих предприятия наконец-то имеют право на поставку своей продукции в Российскую Федерацию. Разрешение одновременно получили несколько и молочных заводов, в продукции которых месяц назад якобы б
Санитары союза
Со вторника (3 августа) все 54 белорусских молокоперерабатывающих предприятия наконец-то имеют право на поставку своей продукции в Российскую Федерацию. Разрешение одновременно получили несколько и молочных заводов, в продукции которых месяц назад якобы была превышена доза антибиотиков.
 
Как говорят аналитики, сей факт – ожидаемый, в общем-то, после месяца работы Таможенного кодекса Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России все же для нашей пищевой промышленности оказался приятной неожиданностью. Ведь последние полтора года Россия не раз объявляла нашей стране «мясные», «молочные», «фарфоровые войны», как раз-таки с помощью сертификатов.
 
В конце июня в белорусских СМИ появились сообщения о новых «молочных стычках» Беларуси и России и глобальные прогнозы о новой молочной войне. Поводом стал запрет Россельхознадзора. на экспорт продукции четырёх белорусских предприятий. В белорусских сырах и молоке якобы нашли остатки антибиотиков, превышающие российские нормы. На Берёзовском сыродельном комбинате такому повороту дел удивились. Ведь так называемое «превышение» – максимум 5 микрограмм на килограмм продукции – вписывалось в допустимую россиянами границу до 7,2. По крайней мере, такая норма приводится в одном из документов такого же Россельхознадзора. Тем не менее, на предприятии с претензиями спорить не стали. Провели мониторинг, отправили продукцию на новые исследования и стали ждать.
 
Владимир Попеня, директор Берёзовского сыродельного комбината: «Мы считаем, что это было не совсем обоснованно, тем не менее, мы должны согласится с решением покупателя. Покупатель всегда прав, Россия покупает, мы продаём. Мы считаем своим долгом подчиниться их условиям».
 
В июне 2009 года, вспоминает директор Берёзовского комбината, было намного сложнее. Напомним, что тогда в список «невыездных» попали более тысячи наименований белорусской продукции. В России ввели новый технический регламент и не хотели признавать сертификаты, которые белорусы получили раньше. Причины того конфликта упоминались разные: от устранения конкурентов до желания скупить белорусскую «молочку».
 
Белорусским производителям пришлось выстроиться в очередь за получением новых документов. В общем, около месяца российский молочный рынок пустовал, а на белорусском было слишком тесно. В аналогичной ситуации несколько лет назад оказалась и белорусская мясная промышленность. Нет худа без добра. Российские ветеринарные службы держат белорусских производителей в тонусе и заставляют лишний раз перепроверить продукцию. А с высокими стандартами качества можно осваивать не только российский рынок, но и двигаться в других направления. Что и делают наши предприятия, наученные прошлогодним опытом. На том же Берёзовском комбинате просто «развернулись»в сторону Молдовы и Украины. Правда, и запрет россияне сняли довольно быстро. С этой недели все белорусские молочные предприятия, констатируют в Минсельхозпроде, без ограничений могут экспортировать свою продукцию в Россию
 
С Таможенным союзом связывают разрешения конфликта и на Добрушском фарфоровом заводе. Роспотребнадзор обнаружил в посуде повышенное содержание свинца и кадмия. Разгорелся скандал, во время которого российская пресса писала о том, что продукция Добрушского завода опасна не то, что для здоровья – для жизни. Такой поворот событий удивил белорусов. Ведь переводные рисунки на добрушский фарфор закупаются у сертифицированных россиянами же поставщиков. А входящие в них металлы – необходимый элемент переводных рисунков... Да и конечная продукция имеет не только белорусский, но еще и российский, и украинский сертификаты. Заводчане запросили протокол исследования и удивились ещё больше. Оказывается, продукцию завода россияне проверили по гостам для пищевых продуктов, а не для посуды. Вероятно, где-то в Сибири, а именно там и начался скандал, вместе с чаем, россияне собирались откусывать и проглатывать куски чашек и блюдец. Но потом, видимо, передумали… Во всяком случае разногласия о том, какие параметры и методы применять в данном случае, исчезли только после 1 июля, когда вступил силу Таможенный кодекс и санитарные нормы двух стран свели воедино. Но без экономических потерь не обошлось.
 
Правда, эксперты связывают посудный и «продовольственный» мир не только с Таможенным союзом. Есть и иная экономическая, а скорее «климатическая» подоплёка. Из-за неурожая Россия ввела запрет на экспорт зерна и попросила о том де Беларусь и Казахстан.
 
Михаил Ковалёв, декан экономического факультета БГУ: «Молока в России не хватает, равно как и зерна. Россия сегодня обратилась к нам ввести запрет на экспорт зерна из Беларуси. И я думаю, мы введем. В этой ситуации мы должны поддержать Россию. Сегодня молока не хватает, значит и белорусское хорошо. Но вообще говоря, в государственных программах России записано – выйти на самообеспечение молоком – к этому мы тоже должны быть готовы».
 
Таким образом, Таможенный союз вроде бы запустил «программу разоружения». Оборонять свой рынок с помощью сертификатов и санитарных кордонов будет куда сложнее. На общем таможенном пространстве должны взаимно признаваться я «домашние» сертификаты и действовать единые нормы, а чтобы свести молочные и мясные недоразумения к минимуму, специалисты советуют эксплуатировать идею союза в отраслевом разрезе: вступать в молочные и мясные объединения, создавать совместные предприятия, чтобы получалась «союзная» продукция – белорусско-российская. Впрочем, остается продукция третьих стран. На этой неделе союзная Россия по-джентельменски попросила Беларусь и Казахстан не реэкспортировать грузинские и молдавские вина и минеральную воду. Якобы для защиты от этой продукции российского внутреннего рынка. А заодно и рынка партнеров по Таможенному союзу. Из самых лучших санитарных побуждений…

Подписывайтесь на нас в Telegram