Без сомнения, нынешние события в Украине со временем станут фабулой и для художественных произведений. Правда, авторам придётся долго думать над тем, кого же назвать положительным героем, а кого – нет. Наверное, и читательский интерес к таким произведениям будет повышенным, дело, видимо, только в их талантливости.

В Беларуси, слава Богу, подобные коллизии отсутствуют. Тем не менее, публика ждёт хороших книг и фильмов на отечественном материале. В четверг на встрече с творческой интеллигенцией, которую представляли два союза писателей, а также режиссёры, композиторы, актёры, Президент Александр Лукашенко поднял два классических литературных вопроса – кто виноват и что делать? Как получить новых героев и произведения, которые интересны современному читателю?

Она может декламировать его стихи часами, и не по долгу службы, а потому что он действительно Великий. Рабочий кабинет директора литературного музея Янки Купалы более чем скромный, в глаза бросается огромное количество книг – на полках не только произведения первого народного, но и других белорусских классиков, и даже две книги современных молодых авторов. Правда вспомнить хотя бы несколько строк из их творчества Елена Романовна, как ни старалась, не смогла. Хотя молодых дарований в Купаловский музей приходит много. Вот уже несколько лет здесь работает литературный клуб.

Елена Лешкович, директор Государственного литературного музея Янки Купалы: «Кожны малады паэт можа прыйсцi да нас, ён можа зладзiць тут прэзентацыю сваёй кнiгi цi прэзентацыю аднаго верша. Заўседы маладыя паэты прымаюць удзел у нашым свяце ў Вязынцы. Яшчэ адна форма – лiтатарутныя ночы, якiя мы ладзiм с часопiсам «Маладосць». Гэта тая форма работы, якая дазваляе ў нязмушаных абставiнах сустракацца, дзялiцца вопытам».

Время идёт, но лишь единицы из подающих надежды оправдывают ожидания. Впрочем, и их имена известны в достаточно узких кругах. Вот результаты голосования в ток-шоу ОНТ «Открытый формат» двухлетней давности (см. видео – прим. ред.). Когда в Беларуси был объявлен Год книги. Отвечая на вопрос «Чего не хватает белорусским писателям?», зрители разделились: 51% звонивших заявили – не хватает рекламы, 49% – что не хватает таланта. И всё же, надо признать, что интерес отечественного читателя к современному белорусскому писателю пока невелик. Есть, конечно, достойные произведения и авторы, но ставить их в один ряд с Купалой, Коласом, Мележем, Короткевичем или Быковым критики и читатели не спешат, разве что на одну полку.

Елена Лешкович, директор Государственного литературного музея Янки Купалы: «Магчыма, была другая сiтуацыя, калi маглi з'явiцца такiя творы. Дзякуй богу, мы жывём у спакойнай краiне. Тут есць аб'ектыўныя i суб'ектыўныя фактары, а магчыма, няма i такiх аўтараў».

Александр Бадак, главный редактор журнала «Полымя»: «Так, сёння ў нас няма раманаў узроуню, можна назваць, Талстога ,можна назваць, Дастаеўскага. Але каб гэту праблему вырашаць, патрэбны падтрымка, дыялог. Таму што дбайны гаспадар, калi ў яго не вырастае бульба цi яшчэ нешта, гэта не значыць, што ён закiдае свой агарод i пойдзе ў iншае месца там садзiць. Не. Ён сення думае пра заутрашнi ураджай».

Как оживить литературный процесс и возродить интерес к белорусским авторам и книгам? Ответы на эти и другие вопросы на этой неделе вместе с Президентом искали представители творческой интеллигенции. За столом – издатели, режиссёры, композиторы, и – впервые – представители сразу двух писательских объединений – Союза писателей Беларуси и Союза белорусских писателей. Раскол в творческом сообществе произошёл ещё восемь лет назад. Но эти два крыла не смогли поднять национальную литературу на достойную высоту.

Писатели сетуют на снижение интереса к книге в целом. И не только в Беларуси, но и во всём мире. Массовый читатель не ищет в книге смысл жизни, ему подавай лёгкую коммерческую литературу – романы-однодневки. У глубоких философских произведений сегодня шансов попасть в список бестселлеров практически нет.

В погоне за хлебом насущным многие белорусские писатели вынуждены печататься в России – уверяют, что там проще и дешевле. При этом качественная составляющая литературного процесса уходит на второй план. А на книжных полках всё меньше произведений современных белорусских авторов на белорусском языке. Отсутствие спроса делает предложение бессмысленным.

Встреча получилась достаточно острой. Поэт и переводчик Андрей Ходанович коснулся и «чёрных списков» для творческих людей, и лишения лицензий некоторых издательств.

Андрей Ходанович, поэт, председатель Белорусского ПЕН-центра: «За апошнiя гады прыйшло новае пакаленне лiтаратараў, перакладчыкаў. Але яны не маюць свайго папяровага выдання. У Маскве есць, у нас няма?»

Без массированной рекламы, уверяют Президента писатели, взобраться на литературный Олимп практически невозможно. Творцам нужно время и место в медиа-пространстве. Руководители крупнейших телеканалов не возражают – для достойных авторов и произведений телеэфира не жалко. Главное, чтобы в погоне за потенциальным читателем не потерять реального зрителя.

Отсутствие ярких сюжетов – с одной стороны, с другой – пассивность в продвижении своего таланта – вот что, по мнению экспертов, мешает молодым, да и зрелым сочинителям взойти на литературный небосклон. А ещё нехватка средств – на издание книг и их «раскрутку». Ведь гонорар автор получает по итогам продаж. А как быть, если нечего пока продавать? Получается замкнутый круг, разорвать который без помощи государства начинающим писателям практически невозможно. Популярная не только в Беларуси, но и в России Наталья Батракова предложила Президенту провести республиканский творческий конкурс. Сама она в «раскрутке» не нуждается. Её двухтомник «Мир Бесконечности» стал самой продаваемой в Беларуси книгой в 2012 году. Александр Лукашенко идею поддержал и пообещал лично приехать на финал этого конкурса.

Что касается вопроса, как оживить читательский интерес к белорусской литературе, то эксперты советуют обратиться к опыту Франции. Родина Экзюпери, Гюго, Оноре де Бальзака сегодня испытывает те же проблемы, что и Беларусь. Французы становятся всё более равнодушными не только к современным авторам, но и к классикам. Тем не менее, с большим интересом присматриваются к зарубежной литературе, справедливо полагая, что при нынешних возможностях и скорости передачи информации совершенно не важно, где живёт автор достойной книги. Дважды номинант на Нобелевскую премию прозаик Светлана Алексиевич на уходящей неделе получила Орден искусств и литературы Франции, где её книги весьма популярны. Одновременно с Алексиевич кавалером Ордена искусств и литературы в этом году также стал российский кинорежиссёр Александр Сокуров. Как уверяют критики, читатель или зритель всегда найдут ту книгу или фильм, которые близки и интересны. Но для того, чтобы изменить литературный мир, писатель всегда должен начинать с себя.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram