Малобюджетные хорроры за последние годы поистине заполнили прокатное пространство. Ставка на то, чтобы зритель испугался, когда из-за угла внезапно выскакивает Нечто, оправдывает себя. Дешёвые фильмы в миллион-другой долларов (для Голливуда деньги вообще смешные, для Европы – просто маленькие) приносит доход, в десятки раз превышающий затраты. Трудно устоять, дабы не штамповать подобные проекты с молниеносной скоростью.
Одним из наиболее ярких представителей жанра можно назвать фильм «Паранормальное явление». Мизерный бюджет, по слухам в 15 тысяч долларов, принёс создателям почти 200 миллионов. За пять лет проект получил четыре продолжения и зародил моду на дешёвые ужастики. Успех жанра наверняка связан с любовью зрителя к острым ощущениям: когда блокбастеры приелись спецэффектами и масштабностью, роль аттракциона на себя взяли призраки из тёмного угла, которые, появляясь, заставляют вжаться в кресло. А дабы зритель сильнее поверил в происходящее, создатели используют псевдодокументальную манеру съёмки благодаря приёму found footage («найденная плёнка»), где аудитории предлагают увидеть некогда заснятый материал погибшими людьми. Вот только «Паранормальное явление», с которого начался новый бум на хорроры, было далеко не первым аналогичным проектом. Обидно, что слава досталась исключительно американскому фильму.
Одним из наиболее ярких представителей жанра можно назвать фильм «Паранормальное явление». Мизерный бюджет, по слухам в 15 тысяч долларов, принёс создателям почти 200 миллионов. За пять лет проект получил четыре продолжения и зародил моду на дешёвые ужастики. Успех жанра наверняка связан с любовью зрителя к острым ощущениям: когда блокбастеры приелись спецэффектами и масштабностью, роль аттракциона на себя взяли призраки из тёмного угла, которые, появляясь, заставляют вжаться в кресло. А дабы зритель сильнее поверил в происходящее, создатели используют псевдодокументальную манеру съёмки благодаря приёму found footage («найденная плёнка»), где аудитории предлагают увидеть некогда заснятый материал погибшими людьми. Вот только «Паранормальное явление», с которого начался новый бум на хорроры, было далеко не первым аналогичным проектом. Обидно, что слава досталась исключительно американскому фильму.
За два года до выхода в прокат «Паранормального явления» в Испании выпустили также малобюджетный проект «Репортаж». Всё по схеме: сборы превысили затраты в разы, на данный момент известно о трёх продолжениях, в США даже сделали ремейк испанского хоррора. Тот же приём found footage, а псевдодокументальная манера в «Репортаже» выглядит куда убедительнее всех других попыток home video, поскольку по сюжету в фильме Жауме Балагуэро и Пако Пласа речь идёт о журналистке, которая снимает видеосюжет о бригаде спасателей, получивших вызов. Ночной вояж в один из домов Барселоны заканчивается блокадой жильцов и гостей в лице журналистки, оператора и спасателей, поскольку в здании обнаружен опасный вирус, а власти решили не допустить его распространения.
Действительно, только в «Репортаже» псевдодокументальная съёмка не выглядит наигранной, натужной, а точно вписывается в сюжетную концепцию. Found footage работает не только на стиль для большей достоверности, но и для развития истории: журналистке необходимо снимать творящийся ужас, чтобы сделать горячий материал, поэтому бегающий за девушкой оператор с камерой логичен и необходим. Герои разрываются между страхом, опасностью и возможностью снять сенсацию.
Разумеется, «Репортаж» нельзя причислить к гениальным произведениям в жанре фильма ужасов. Зрителя здесь пугают резким «бу!», о чистом саспенсе речи не идёт. Однако нужно отдать автором должное, ведь они придумали сочетающиеся друг с другом форму и содержание, что для малобюджетных псевдодокументальных хорроров можно назвать творческим процессом. Особенно если учесть, куда на данный момент забрёл жанр и какую, порой, нелепицу штампуют голливудские студии.
«Репортаж»: производство Испания, 2007 год.
Мировые кассовые сборы: 30,5 млн долларов.
Актёры: Мануэла Веласко, Ферран Терраса, Хорхе-Ямам Серрано, Пабло Россо, Давид Верт
Награды: две Национальные кинопремии Испании «Гойя», номинация на премию Европейской киноакадемии за лучший фильм по версии зрителей.
Мировые кассовые сборы: 30,5 млн долларов.
Актёры: Мануэла Веласко, Ферран Терраса, Хорхе-Ямам Серрано, Пабло Россо, Давид Верт
Награды: две Национальные кинопремии Испании «Гойя», номинация на премию Европейской киноакадемии за лучший фильм по версии зрителей.
Подписывайтесь на нас в Telegram