Пропущенное кино. «Репортаж»: рождение сенсации

Пропущенное кино. «Репортаж»: рождение сенсации
Малобюджетные хорроры за последние годы поистине заполнили прокатное пространство. Ставка на то, чтобы зритель испугался, когда из-за угла внезапно выскакивает Нечто, оправдывает себя. Дешёвые фильмы в миллион-другой долларов (для Голливуда деньги вообще смешные, для Европы – просто маленькие) приносит доход, в десятки раз превышающий затраты. Трудно устоять, дабы не штамповать подобные проекты с молниеносной скоростью.

Одним из наиболее ярких представителей жанра можно назвать фильм «Паранормальное явление». Мизерный бюджет, по слухам в 15 тысяч долларов, принёс создателям почти 200 миллионов. За пять лет проект получил четыре продолжения и зародил моду на дешёвые ужастики. Успех жанра наверняка связан с любовью зрителя к острым ощущениям: когда блокбастеры приелись спецэффектами и масштабностью, роль аттракциона на себя взяли призраки из тёмного угла, которые, появляясь, заставляют вжаться в кресло. А дабы зритель сильнее поверил в происходящее, создатели используют псевдодокументальную манеру съёмки благодаря приёму found footage («найденная плёнка»), где аудитории предлагают увидеть некогда заснятый материал погибшими людьми. Вот только «Паранормальное явление», с которого начался новый бум на хорроры, было далеко не первым аналогичным проектом. Обидно, что слава досталась исключительно американскому фильму.

За два года до выхода в прокат «Паранормального явления» в Испании выпустили также малобюджетный проект «Репортаж». Всё по схеме: сборы превысили затраты в разы, на данный момент известно о трёх продолжениях, в США даже сделали ремейк испанского хоррора. Тот же приём found footage, а псевдодокументальная манера в «Репортаже» выглядит куда убедительнее всех других попыток home video, поскольку по сюжету в фильме Жауме Балагуэро и Пако Пласа речь идёт о журналистке, которая снимает видеосюжет о бригаде спасателей, получивших вызов. Ночной вояж в один из домов Барселоны заканчивается блокадой жильцов и гостей в лице журналистки, оператора и спасателей, поскольку в здании обнаружен опасный вирус, а власти решили не допустить его распространения.

Действительно, только в «Репортаже» псевдодокументальная съёмка не выглядит наигранной, натужной, а точно вписывается в сюжетную концепцию. Found footage работает не только на стиль для большей достоверности, но и для развития истории: журналистке необходимо снимать творящийся ужас, чтобы сделать горячий материал, поэтому бегающий за девушкой оператор с камерой логичен и необходим. Герои разрываются между страхом, опасностью и возможностью снять сенсацию.

Разумеется, «Репортаж» нельзя причислить к гениальным произведениям в жанре фильма ужасов. Зрителя здесь пугают резким «бу!», о чистом саспенсе речи не идёт. Однако нужно отдать автором должное, ведь они придумали сочетающиеся друг с другом форму и содержание, что для малобюджетных псевдодокументальных хорроров можно назвать творческим процессом. Особенно если учесть, куда на данный момент забрёл жанр и какую, порой, нелепицу штампуют голливудские студии.
«Репортаж»: производство Испания, 2007 год.

Мировые кассовые сборы: 30,5 млн долларов.

Актёры: Мануэла Веласко, Ферран Терраса, Хорхе-Ямам Серрано, Пабло Россо, Давид Верт

Награды: две Национальные кинопремии Испании «Гойя», номинация на премию Европейской киноакадемии за лучший фильм по версии зрителей.


Также в рубрике «Пропущенное кино» читайте о гонконгском боевике «Слепой детектив».

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram