Раскадровка по-киевски

В Украине сейчас – время ожидания. 26 октября в стране пройдут внеочередные парламентские выборы. И всего неделя прошла после подписания закона о люстрации.

В Украине сейчас – время ожидания. 26 октября в стране пройдут внеочередные парламентские выборы. И всего неделя прошла после подписания закона о люстрации.

В античные времена понятие люстрации было связано с жертвоприношением. Что-то символическое в этом есть. Ведь в настоящий момент Дамоклов меч висит как минимум над миллионом человек.

Что будет с украинскими чиновниками дальше? Вопрос, который волнует около одного млн госслужащих. По новому закону «Об очищении власти» все они должны попасть под люстрацию. Во времена античности так называли обряд очищения через жертвоприношение. В современном понимании – процесс люстрации бескровный, не грозит ни штрафами, ни тюрьмой. Но «жертв» люстрации, высокопоставленных чиновников, силовиков и судий, увольняют и на определённый срок запрещают возвращаться в «систему». Мол, там им уже нет места.

Люстрация  – одно их главных требований Майдана в Украине. Поголовное взяточничество и кумовство, вседозволенность чиновников и депутатов, невозможность добиться элементарной справедливости заставили многих украинцев требовать полной перезагрузки системы украинской власти. Егор Соболев – журналист, а теперь и глава Люстрационного комитета, один из авторов нашумевшего закона. В мечтах он уже рисует идеальную картинку Украины после люстрации.

Егор Соболев, председатель Общественного люстрационного комитета Украины: «Чем больше новых людей придёт в прокуратору, в суды, в государственные администрации, людей, которые будут думать, что они не власть, а сервис, тем лучше для всей страны».

По мнению авторов закона, процесс очищения власти в Украине займёт 2-3 года. Ответственным будет Министерство юстиции. Хотя критерии проверки на профпригодность, как и сам механизм, довольно громоздкие. Уже сейчас должны распрощаться с местом работы те члены правительства, руководители Центральных органов власти, госагентств и предприятий, должностные лица всех подразделений Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Службы безопасности, прокуроры и судья, кто больше одного года работал при президентстве Виктора Януковича. Ещё 10 лет, по закону, им нельзя будет устроиться на госслужбу. Люстрации предадут и тех чиновников, кто препятствовал проведению акций протеста во время Майдана в Киеве и других городах, кто не был лоялен к нынешней киевской власти и выступал за отделение от Украины Крыма и юго-востока. Дела давно минувших дней также не дают покоя люстраторам. По отдельной статье проходят все бывшие партийные и комсомольские работники. Уволены будут даже те, кто ещё при Союзе получил образование в вузах Комитета Госбезопасности СССР. Проверят и карманы чиновников: всё ли имущество заработано честным путем? За явно «нетрудовые» доходы – тоже люстрация. К слову, неравнодушных граждан уже сейчас активно призывают сообщать, куда следует, если сосед-чиновник даже в булочную – на такси.

Закон о люстрации уже вызвал шквал критики. Генеральный прокурор Украины заявил о том, что люстрация в таком виде противоречит Конституции страны, и закон должен быть отменён. В противном случае, суды будут завалены исками от лиц, которые потребуют реально доказать, а в чём, собственно, их вина?

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики: «Ломается ключевой принцип демократии о презумпции невиновности. Изначально устанавливается, что около миллиона людей в Украине, которые подпадут под люстрацию, они все коррупционеры, и они все виновны. Я думаю, что любое люстрационное решение можно будет достаточно легко обжаловать в Европейском суде по правам человека и выиграть такой суд. Потому что выглядит всё это в антиправовом поле».

В итоговой редакции закона президент Украины, председатель парламента, депутаты Верховной Рады и мэры городов освобождаются от люстрации. Хотя, к примеру, Пётр Порошенко, дважды мог бы быть отстранён от должности. Ведь при Януковиче был министром Экономического развития и торговли. А также депутатом Верховной Рады. Такая избирательность – ещё один повод для критики закона. Как и чистка кадров с уже далёким советским прошлым.

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики: «Проводить люстрацию относительно деятелей советской системы – это всё равно, что проводить люстрацию деятелей татаро-монгольского ига. Очень много времени прошло. Эти люди, либо они полностью сменили свои взгляды, на что имеют право, либо они уже не в системе».

Люстрацию по идеологическому, антисоветскому принципу проводили страны Восточной Европы: Венгрия, Чехия, Польша, страны Балтии. Там попытка сделать «полное переливание крови» госаппарату проходило в течение 5-7 лет после развала Союза.

Константин Бондаренко, директор Фонда «Украинская политика»: «Люстрация ни в одном государстве Европы не привела к желаемому результату. Буквально после нескольких лет после того, как была объявлена люстрация, люстрация благополучно забывалась и в Чехии, и в Польше, и в Прибалтике. И бывшие функционеры возвращались к исполнению своих обязанностей. Пример Александра Квасьневского наиболее красноречивый. В начале 90-х годов он попадает под люстрацию, а в 95-м году становится президентом Польши».

Но главный вопрос – кто заменит миллион люстрированных чиновников? Такой скамейки запасных – подготовленных дублёров с идеальной репутацией попросту нет. В Украине молодые и наиболее эффективные управленцы вовсе не стремятся занять кресла в казённых кабинетах, а работают в бизнесе. После «оранжевой революции» в стране ведь уже была радикальная попытка очистить власть – тогда были уволены около 40 тысяч человек. Заместителем одного из губернаторов стал даже бывший стриптизёр. Коррупция в кабинетах власти продолжала цвести пышным цветом. И история рискует повториться.

Сергей Тигипко, народный депутат Верховной Рады Украины: «То, что одним махом убрали людей профессиональных и честных, это неправильно. Сегодняшняя власть слаба организационно, и то, что уберутся профессионалы, от этого проиграет вся страна. Я считаю, что закон очень несовершенен. Идёт разговор о популизме перед выборами – вот и всё».

Ещё одна опасная ловушка – закон фактически подменяет собой судебную систему в Украине. Виновен человек или нет, будет решать совет из журналистов и общественных активистов при Министерстве юстиции. Но при этом, если выяснится, что чиновник погряз во взятках, его снимут с должности. О тюремном сроке для коррупционера речи не идет. Так что пока люстрация в Украине больше напоминает инструмент для политической мести, чем способ начать жить по-новому, так считают в экспертном сообществе.

Андрей Ермолаев, директор Института стратегических исследований «Новая Украина»: «Конечно, люди поддерживают исключение из власти тех, кто обвиняется в коррупции, нарушениях, но если мы говорим о европейской стране, то это необходимо делать в рамках судебного процесса, на основании законодательства, в том числе законодательства о государственной службе. А если применять такой вот формальный критерий, то всё это очень похоже на политическую репрессию, причём без оглядки».

Подписанный закон не остановил волну и так называемых мусорных люстраций в Украине. Радикально настроенные активисты силой заставляют местных чиновников, депутатов «окунуться» в бак для отходов. Дело доходит и до серьёзных потасовок. Милиция предпочитает не вмешиваться. Такие мусорные расправы в Украине уже поставлены на коммерческие рельсы. За определённую плату можно «заказать», к примеру, районного прокурора, начальника ЖЭСа или бизнес-партнёра. И всё будет выглядеть как акт народного возмездия за годы чиновничьего произвола.

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики: «Те люди на люди на улице, которые проводят такие акции, они присваивают себе функцию государства. Они вступают в конкуренцию с государством за право наказания – это ключевая функция государства. И государство должно очень жестоко с этим бороться. Потому что если государство не владеет этой функцией, оно не существует».

Закон ещё только вступил в силу, а многие высокопоставленные чиновники уже повально пишут заявления «по-собственному». Это привело к тому, что получить справки, выписки, оформить сделки и документы для украинцев становится большой проблемой. Нет пока ответа и на вопрос, что будет с армией люстрированных госслужащих и их семьями. Но вполне предсказуемо, что поддерживать нынешнюю украинскую власть после люстрации они будут едва ли.

Подписывайтесь на нас в Telegram