В Беларусь, спасаясь от военных действий, в надежде на стабильное будущее, переехали более 26 тысяч граждан Украины. Лишь единицы из них получают официальный статус беженца.

В Беларусь, спасаясь от военных действий, в надежде на стабильное будущее, переехали более 26 тысяч граждан Украины. Лишь единицы из них получают официальный статус беженца.

Большинство лишь собирались переждать время нестабильности. Но всё же, приехав в Беларусь, многие решают начать жизнь с чистого листа.

Ещё несколько месяцев назад украинские семьи из Луганской области и не подозревали о существовании друг друга. И не могли представить, что война заставит их бежать подальше от родного дома.

Первое время семья Шевченко переехала жить на дачу. Там было спокойнее, чем в Луганске.

Лайф Лена Шевченко, гражданка Украины: «Когда обстреляли дачу там, где мы находились, и мы ходили с мамой и с папой смотреть, что пострадало, мы находили много осколков! Было очень страшно! За всех! В один момент показалось, что это всё, конец, мы просто попрощались с жизнью! Было очень страшно!»

Виталий Шевченко, гражданин Украины: «Вот в этих тапочках я был на даче, когда бомбили. Вот так вот мы и приехали! В шортах, что успели, побросали в машину и на таможню. Всё! Оклеили машину «ДЕТИ» и уехали!»

Шевченко и Кондратовы познакомились в миграционной службе Гродненской области. Здесь и у обеих семей живут дальние родственники. На первое время остановились у них. Но вскоре решили не злоупотреблять гостеприимством и устраивать свою судьбу самостоятельно.

Вячеслав Кондратов, гражданин Украины: «Садились, в Интернете открывали google-карту и смотрели, какие посёлки есть вокруг Гродно. И просто на вокзал приезжали, брали билеты и ехали в другую деревню».

Елена Кондратова, гражданка Украины: «Где мы ни ездили, везде были проблемы с жильём: то есть если есть работа, жилья нет, либо есть такое жильё, которое не особо приспособлено для жизни».

В украинском посёлке Рубежное, где жила семья Изергиных, боевые действия начались ещё в мае. Скитания по бомбоубежищам, бессонные ночи и известия о гибели знакомых. А на руках годовалый ребёнок. За него было страшнее всего.

Елена Изергина, гражданка Украины: «Это жутко. Я мужа стала сразу просить, давай уедем, давай уедем».

Но куда и как? Искать людей, готовых помочь, решили через Интернет.

Елена Изергина, гражданка Украины: «Мы семья из трёх человек. Я, 27 лет, муж, 30 лет, и сыночек (1,3 месяца). На руках только документы и кое-какие вещи. Если можете помочь, будем благодарны».

Многодетная мать из Заславля Жанна Полякова с начала беспорядков в Украине не пропускает выпуски новостей.

Жанна Полякова: «Показывают эти разбитые здания, эти детские садики, что детей этих в бомбоубежищах и в подвалах этих прячут. И что это за жизнь у них такая там! Показывают, что воды нет, гуманитарная катастрофа, магазины там не один не работает».

Жанна быстро взвесила все «за» и «против» и уже вечером написала – готова принять семью из Украины. Не взирая даже на то, что муж это решение не одобрил.

Жанна Полякова: «Кто отговаривал, кто наоборот поддерживал. Кто плечами пожимал, кто помощь предлагал хоть какую то, те же вещи, допустим».

Елена Изергина, гражданка Украины: «Она нам заоблачного ничего не обещала. Она написала, что есть у меня дача. Там печное отопление, вода есть. Но воду там на зиму отключают, не переживайте, там помыться, покупаться, постираться. Я вас заберу к себе. То есть проблем с этим не будет. Жизнь нормальную обеспечим. Мужу работу дадим».

Изергины на переезд решились быстро. Месяц понадобился на то, чтобы продать кое-что из вещей и на вырученные деньги купить билеты в Минск. Очень волновались. Хотя о Беларуси знали только хорошее.

Виталий Изергин, гражданин Украины: «Ухоженная страна, есть стабильность, есть уверенность в завтрашнем дне».

Елена Изергина, гражданка Украины: «Приехали! Она меня стала называть дочей! Она говорит, ну, я же удочерила, усыновила. Я её тоже «мама Жанна» называю, потому что по-другому этот человек… Она тоже в жизни многое пережила. Дай Бог здоровья ей, удачи, всего самого-самого».

Быть сильной Жанну заставил страшный диагноз младшей дочери – детский церебральный паралич. Семь лет скитаний по больницам и приговор врачей – всю жизнь в инвалидном кресле. Но и тогда Жанна никого не послушала. И добилась своего: дочь Ксения встала на ноги.

Жанна Полякова: «Вот печечка, вот кухонька, пока они не обустроятся, может, другое что-то себе присмотрят, не встанут на ноги, грубо говоря, у нас здесь в Беларуси».

Елена Изергина, гражданка Украины: «Она приняла и сказала, живите хоть пять лет. Ни за что не надо платить! Она нас полностью кормит, у неё своя овощная точка на рынке, поэтому у нас всё оттуда».

С удивлением и радостью семьи Кондратовых и Шевченко получили ключи от новеньких коттеджей. Электрик и повар, газовщик и бухгалтер, а именно такие специальности у приехавших, оказались востребованы в сельхозкооперативе «Больтишки».

Виталий Шевченко, гражданин Украины: «Ну, а потом по объявлениям ездили, смотрели колхозы, нас председатель принял. Сказал – возьму. И вот работайте, пожалуйста, будете работать, будете зарабатывать, я вам дам жильё. Всё! И вот так вот мы попали сюда и не жалеем ни граммочки, ни граммочки! Хочется жить, работать заново, получается, начинать новую жизнь».

Осталось закончить оформление документов, чтобы подключить газ к только что сданному дому.

Виталий Шевченко, гражданин Украины: «Дом очень прекрасный, сухой, чистенький новенький. Отлично! Отлично! Все помогают! Знаете как, очень добрый народ, очень. Никто нас никогда не назвал плохим словом, вот. Все как-то относятся очень и очень хорошо!»

Ольга Шевченко, гражданка Украины: «Вчера сосед, он где-то от нас через три дома живет! Он принёс кусок сала! Говорит, вы ж хохлы, вы должны есть сало! Вот принёс сало, поэтому поддерживают все как могут, очень интересуются и тоже спрашивают, ну, что вы, остаётесь? Вот так».

На днях закончится ремонт в заславском дачном домике, и семья Изергиных сможет туда переехать. Виталия взял к себе на работу муж Жанны Александр Поляков. О том, что поначалу противился решению жены, он уже пожалел.

Александр Поляков: «Вы знаете, сотрудник он в общем-то замечательный. Работает так, что нам, если честно, побольше бы таких работников! Очень доволен».

Алёна, Настя и Елена с удовольствием ходят в школу рядом с Больтишками. Их приняли без документов. Такая норма для украинских детей с конца августа прописана в специальном президентском Указе. Так что пока самое сложное для девочек – это учёба на белорусском языке. Но пройдёт немного времени, и они его освоят. Не иностранный же.

Елена Шевченко, гражданка Украины: «Я очень удивилась, когда открыла учебник и увидела, что нужно, допустим, писать «жы-шы» с буквой «ы». Это просто для меня было какой-то большой новостью. Интересно!»

Семьи пока живут вместе. Чтобы поддерживать друг друга, пока с Родины приходят нерадостные вести. Но всё же вечерами с удовольствием поют народные украинские песни.

И тогда им кажется, что они снова дома. Память о доме не отпускает и Елену Изергину. Ведь даже если гнать подальше мысли об украинской жизни, она всё равно возвращается, и не только в выпусках новостей.

Елена Изергина, гражданка Украины: «Конечно, а что снится… Дом родной, мама. Только снится без войны, все радостные, все весёлые».

Подписывайтесь на нас в Telegram