Пропущенное кино. «Слепой детектив»: полицейская история

Гонконгские фильмы находятся в довольно необычной ситуации: у себя на родине это обычное коммерческое кино, а вот в остальном мире картины считаются авторским кинематографом и даже выделяются в соответствующий жанр.
Пропущенное кино. «Слепой детектив»: полицейская история

Гонконгские фильмы находятся в довольно необычной ситуации: у себя на родине это обычное коммерческое кино, а вот в остальном мире картины считаются авторским кинематографом и даже выделяются в соответствующий жанр. Поэтому так называемое гонконгское кино с трудом доберется до широкого проката в Беларуси. А между тем такие режиссёры как Джеки Чан, Джон Ву, трижды лауреат «Оскара» Энг Ли, Кори Юэнь, снявший во Франции боевик «Перевозчик», – всё это представители кинематографа Гонконга. Примечательно, что в свое время гонконгские боевики снимались под влиянием западных проектов, однако сейчас на Западе выглядят экзотикой. Это связано с необычной стилистикой восточных картин, а также определенной творческой свободой режиссеров, у которых нет строгого продюсерского диктата, как в Голливуде, но есть желание почудачить, поиграть на съемочной площадке. Естественно, не навредив при этом бизнесу. Один из таких действительно ярких ошеломительных проектов – фильм Джонни То «Слепой детектив», который был представлен в Канне.

Возможно, и правы теоретики, которые придумали специфический жанр «гонконгское кино», поскольку увидеть нечто подобное нельзя ни в какой другой кинематографии мира. Сплетение жанров, проникновение фантастического в реальное, расположенные рядом насилие и юмор – всё это увидит зритель, в том числе и в боевике (комедии, триллере, драме – ибо непонятно, как определить фильм) «Слепой детектив».



По сюжету картины талантливый сыщик уходит в отставку, после того как потерял зрение. Однако герой продолжает искать преступников под видом частного сыщика. Он с блеском раскрывает дела, и однажды молодая сотрудница полиции просит слепого детектива разыскать пропавшую много лет назад подругу. Пока идут поиски, герой параллельно раскрывает другие преступления, выводит на чистую воду маньяка, проникается симпатией к своей напарнице… В фильме много смешных сцен, каждая из них может быть реализована в разном жанре – от хоррора до мелодрамы. Очень динамичный (в «Слепом детективе» зашкаливает число поворотных действий), игривый и бесшабашный фильм режиссёр Джонни То комментирует так: «Гонконгские фильмы не используют обыденную логику. Мы можем показать на экране всё что угодно. Сцену автомобильной погони, потом музыкальный номер, потом убийство. Мы можем комбинировать самые разные элементы в одном фильме».



У зрителя, воспитанного на голливудском кино, «Слепой детектив» и ему подобные фильмы изначально могут вызвать отторжение. А жаль, поскольку неправдоподобное гонконгское кино куда ближе к искусству, чем любой продукт Universal или Warner Bros. Всё дело в творческой свободе автора и том, насколько режиссёр может быть раскрепощён в желаниях. Кино – искусство зрелищное, яркое, оно должно удивлять и поражать внимание. Однако что удивительного в голливудских боевиках или блокбастерах, которые имеют одинаковую структуру и созданы максимально просто, чтобы их мог понять подросток (именно тинэйджеры – основная аудитория горячих американских проектов)? Наоборот, фильмы из Гонконга имеют лихой непредсказуемый сюжет и жанровую эклектику, привлечь такая игра может зрителя старше и опытнее в деле просмотра синемы. Диктат продюсеров в Америке очень суров: там, где дело касается сотен миллионов долларов, не может быть вольностей. Они не могут и не хотят рисковать. Другое дело маленький Гонконг, где маленькие студии за маленькие деньги снимают своё свободное от диктата коммерческое кино без налёта какой-либо экзотической философской мудрости и получают за это приличную прибыль. Тот же «Слепой детектив», имея 11 млн долларов бюджета, собрал в прокате более 33 млн.



В момент, когда зритель сможет принять поначалу непривычный жанр гонконгского кино, его ожидает множество интереснейших картин, поскольку маленькая азиатская страна – одна из ведущих кинематографий мира по массовому выпуску фильмов. И если аудиторию не привлечёт условный боевик, она может обратиться к жанрам уся – фэнтези, в котором люди умеют летать, – или эксплуатейшн, в частности жестоким и эротическим картинам, рассчитанным на взрослую аудиторию.


Также в рубрике «Пропущенное кино» читайте про комедию о свободе выбора «Здесь курят».

Подписывайтесь на нас в Telegram