На сцене «TEARTa» представили спектакль на грани театрального представления и кинофильма

Публика Международного форума в эти минуты отходит от ультра-авангардного прочтения драмы классика XX века Витольда Гомбровича. «Ивонна, принцесса Бургундская» – это и спектакль, и фильм, сыгранный труппой польского Театра Ополе.

Абсурд «TEARTa»: публика Международного форума в эти минуты отходит от ультра-авангардного прочтения драмы классика XX века Витольда Гомбровича. «Ивонна, принцесса Бургундская» – это и спектакль, и фильм, сыгранный труппой польского Театра Ополе, который критики называют «очагом заражения новой режиссурой».

«Запуск!» – по третьему звонку. Ведь это всё-таки театр… Как, в принципе, и кино, на которое не способен Голливуд. Десять актёров живут в павильоне почти два часа без антракта, без дублей… Даже не зная, чей план сейчас на экране. Монтаж спектакля идёт в то время, когда зритель в зале… перед экраном.

Кшиштов Гарбачевский, режиссёр (Польша): «К драме Гомбровича “Ивонна, принцесса Бургундская” очень часть обращаются. Неслучайно она переведена на 16 языков. Мы же сделали из традиционного текста для подмостков что-то ближе к сценарию художественного фильма. Труппа чувствует определённого рода интимность. Актёры не играют глаза в глаза с публикой».

К своим 30 он уже осилил шекспировского «Макбета». Да так, что «браво!» воскликнул сам Кристиан Люпа – учитель всех «новых режиссёров» страны на западе от Беларуси. На подмостках минского Дворца культуры профсоюзов подобного авангарда не видели.

Смотреть от 16 и старше. Впрочем, такое ограничение сопровождает всех «Ивонн…». И когда ставил Бергман, и когда Гарцуев… Спектаклю сегодня соседа «TEARTa» по сцене – Купаловского – в начале нулевых рукоплескали сами поляки. А ведь у нас это был первый опыт прочтения.

Пьесу, написанную в 1938 году, в СССР никогда не печатали. В народной Польше издавали «Ивонну…» только с купюрами. Виноват автор. Точнее, его большое «Я». Эссеис Гамбрович посвящал тексты человеку, а не коллективу. «Жуть как актуально сегодня», – твердят аналитики театра абсурда.

Александра Цвен, актриса театра им. Яна Кохановского в Ополе (Польша): «Я – эта такое зеркало, которое отражает все недостатки, все негативные черты, все наши комплексы и опасения. Мол, привет, а кто ты есть, какой чёрт и демон в тебе сидит? Кшиштоф сделал спектакль в форме триллера, а я дёргаю за ниточки…».

Нам весьма разговорчивая актриса представилась Сашей. Обернувшись через какое-то мгновение после интервью в Ивонну, знаменитую молчащую принцессу. Правда, с семью репликами-ребусами, на разгадку которых публике «TEARTa» отвели два дня. После каждого показа каждый может высказать своё мнение режиссёру – принцип нового польского театра.

Подписывайтесь на нас в Telegram