Как помочь «особенным людям» наладить самостоятельную жизнь? В Лидском психоневрологическом интернате для инвалидов и престарелых открыли первое в Гродненской области отделение сопровождающего проживания. Иначе говоря – это длительные курсы, которые учат людей с особенностями развития жить вне стен интерната и без круглосуточного присмотра.
Для Галины Степаничевой и ещё четверых жителей Лидского психоневрологического интерната поход в магазин – в прямом смысле экзамен. Выбрать нужные продукты, посчитать сколько это стоит для людей с особенностями развития задачка не из простых. И таких в быту не один десяток. Научить их решать – главная задача психологов.
Светлана Стацевич, заведующая медицинским отделением Лидского психоневрологического интерната для инвалидов и престарелых: «Они моделируют ситуации, с которыми могут столкнуться проживающие, живя вне стен дома-интерната. Например, поход в магазин. Наши проживающие не получают деньги на руки, а их обеспечивает государство. А когда идут в магазин, они могут сами расплачиваться, и этот момент очень важен».
Шитьё, вязание, работа на компьютере. Своих подопечных работники дома-интерната называют большими детьми. Всем далеко за 20, но вот уровень развития, признаются, не выше второго класса начальной школы. До совершеннолетия они, как правило, меняют не один интернат. Курсы лечения, адаптированная школьная программа. Успехом считается, если такой ребёнок научился элементарным правилам заботы о себе под 24-х часовым присмотром. Инструкторы программы сопровождающего проживания сводят внешнюю опеку к минимуму. Сначала учат, а потом только изредка проверяют.
Процесс обретения самостоятельности получается долгим. Иногда занимает до десяти лет. Срок стараются максимально сократить, но даже такая длительная адаптация лучше, чем постоянное пребывание на государственной опеке. В Беларуси программа сопровождаемого проживания работает уже два года. Хорошие результаты – в Витебской и Могилёвской областях.
Этому тоже учат особенных людей – жить на свои деньги. Заработок позволяет принимать самостоятельные решения, строить планы, просто жить. Галина Степаничева, к примеру, мечтает работать в сельском хозяйстве, выращивать овощи. Весной и летом огород интерната на ней. В остальное время девушка заведует овощами на складе. По словам специалистов, через пару лет она будет полностью готова жить самостоятельно. И её пример не единственный.
Здесь быт давно стал на рельсы. Тогда программу сопровождающего проживания в Лидском интернате только пробовали, но результат превзошёл все ожидания. Компанией работают, планируют покупки для дома, делают запасы на зиму.
Ещё 5 лет назад никто из них и не думал о самостоятельной жизни. Признаются: пол не знали как помыть. А сейчас даже овощи консервируют сами. Не хуже опытных хозяек. Со слов Николая, ничего сложного: посмотрел, записал рецепт и получилось. И на работе всё складывается. В этом году по итогам уборочной в Лидском районе он стал лучшим оператором зерносушильного комплекса. На следующий сезон рабочие планы ещё серьёзней. Но главное для особенных людей, что эти самые планы просто есть. И они свои.
Для Галины Степаничевой и ещё четверых жителей Лидского психоневрологического интерната поход в магазин – в прямом смысле экзамен. Выбрать нужные продукты, посчитать сколько это стоит для людей с особенностями развития задачка не из простых. И таких в быту не один десяток. Научить их решать – главная задача психологов.
Светлана Стацевич, заведующая медицинским отделением Лидского психоневрологического интерната для инвалидов и престарелых: «Они моделируют ситуации, с которыми могут столкнуться проживающие, живя вне стен дома-интерната. Например, поход в магазин. Наши проживающие не получают деньги на руки, а их обеспечивает государство. А когда идут в магазин, они могут сами расплачиваться, и этот момент очень важен».
Шитьё, вязание, работа на компьютере. Своих подопечных работники дома-интерната называют большими детьми. Всем далеко за 20, но вот уровень развития, признаются, не выше второго класса начальной школы. До совершеннолетия они, как правило, меняют не один интернат. Курсы лечения, адаптированная школьная программа. Успехом считается, если такой ребёнок научился элементарным правилам заботы о себе под 24-х часовым присмотром. Инструкторы программы сопровождающего проживания сводят внешнюю опеку к минимуму. Сначала учат, а потом только изредка проверяют.
Процесс обретения самостоятельности получается долгим. Иногда занимает до десяти лет. Срок стараются максимально сократить, но даже такая длительная адаптация лучше, чем постоянное пребывание на государственной опеке. В Беларуси программа сопровождаемого проживания работает уже два года. Хорошие результаты – в Витебской и Могилёвской областях.
Этому тоже учат особенных людей – жить на свои деньги. Заработок позволяет принимать самостоятельные решения, строить планы, просто жить. Галина Степаничева, к примеру, мечтает работать в сельском хозяйстве, выращивать овощи. Весной и летом огород интерната на ней. В остальное время девушка заведует овощами на складе. По словам специалистов, через пару лет она будет полностью готова жить самостоятельно. И её пример не единственный.
Здесь быт давно стал на рельсы. Тогда программу сопровождающего проживания в Лидском интернате только пробовали, но результат превзошёл все ожидания. Компанией работают, планируют покупки для дома, делают запасы на зиму.
Ещё 5 лет назад никто из них и не думал о самостоятельной жизни. Признаются: пол не знали как помыть. А сейчас даже овощи консервируют сами. Не хуже опытных хозяек. Со слов Николая, ничего сложного: посмотрел, записал рецепт и получилось. И на работе всё складывается. В этом году по итогам уборочной в Лидском районе он стал лучшим оператором зерносушильного комплекса. На следующий сезон рабочие планы ещё серьёзней. Но главное для особенных людей, что эти самые планы просто есть. И они свои.
Подписывайтесь на нас в Telegram