Слова благодарности и поздравления принимают педагоги. Первое воскресенье октября в Беларуси – это день Учителя! Этот праздник является профессиональным для 250 тысяч наставников.
Открытый урок

Слова благодарности и поздравления принимают педагоги. Первое воскресенье октября в Беларуси – это день Учителя! Этот праздник является профессиональным для 250 тысяч наставников.

Разумеется, цветы, подарки, самые тёплые и искренние пожелания в этот день принимает каждый из них. Не случайно именно накануне Дня учителя в Минске прошёл съезд учителей СНГ. А в пятницу финалистов конкурса «Учитель года» принимал Президент Александр Лукашенко. Причём, несмотря на праздничное настроение, учителя подняли сразу несколько важных тем для современного белорусского образования.

Очевидно, каждый из нас хранит воспоминания о своём детстве, школьных годах и обязательно – о первой учительнице. Как правило, именно от этого – строгого и скромного – человека зависит, как сложатся отношения со школой. Накануне Дня учителя в Белорусском педагогическом университете открыли скульптурную композицию, которая так и называется – «Учительница первая моя». Такой вот коллективный подарок всем преподавателям Беларуси.

Учитель должен быть примером. Это безусловная аксиома. Но вот каким должен быть этот пример? Раньше частичные ответы на этот вопрос давало кино. Учитель истории Илья Семёнович Мельников из «Доживём до понедельника». Или классный руководитель Нестор Петрович из «Большой перемены». Эти образы показывали многогранность работы учителя, его большую ответственность за судьбы учеников. Из последних кинематографических работ на память приходит разве что физрук в исполнении Дмитрия Нагиева.

Персонаж яркий и популярный у молодёжи, но неоднозначный, а потому весьма спорный в качестве примера. Впрочем, есть ещё географ Виктор Служкин в исполнении Константина Хабенского, у которого образ получился глубокий, но с точки зрения педагогики также не идеальный.

Для Виктора Жука школа и педагогика – это не кино и не просто работа. Это основная часть жизни. Хотя себя учитель с трёхлетним стажем идеальным вовсе не считает. Победитель конкурса «Учитель года» уверен, что современный педагог должен быть на «ты» не только со своим предметом, но с современными технологиями. В подтверждение тезиса Виктор Жук предлагает ученикам изучать историю как по учебникам, так и по мультимедийным приложениям. А связь с классами вне уроков поддерживает благодаря социальным сетям.

Виктор Жук, победитель конкурса «Учитель года Беларуси-2014»: «Вот объявление о футбольном турнире среди 9-х классов нашей школы. И здесь же учащиеся разместили объявление о первом месте в турнире. Вот напоминания о том, какие книги нужно получить. Это упрощает общение. Многие говорят о том, что учащиеся с утра до вечера сидят в Интернете, и грех было бы не воспользоваться этим в своих целях».

«Хрустальный журавль» в руках – для Виктора Жука это символ победы в национальном конкурсе «Учитель года». Дополнением к этому стали ключи от нового автомобиля, которые вручил Александр Лукашенко, сам, между прочим, по первому образованию – учитель истории.

Приглашение во Дворец Независимости – не только возможность выразить признательность финалистам педагогического конкурса, скорее – повод обсудить, честно и откровенно, достижения и проблемы современного образования.

Высокая нагрузка на учеников и бумажный вал отчётности у учителей, который отвлекает педагогов от главного – обучения и воспитания детей. А ещё скромная бюджетная зарплата – всё это лишь некоторые из проблем образовательной системы, которые сегодня изучает специальная группа, созданная по поручению Президента.

Затронул Александр Лукашенко и «предметную» тему. В частности, в школе сегодня больше часов отдают изучению английского языка, чем родного белорусского.

Инна Винник, учитель русского языка и литературы Сновской средней школы Несвижского района: «Мой сын – сын учителя русского языка – сдавал тестирование по белорусскому языку. Для нас это было очень важно – знать язык своей страны».

А вот Наталья Грушко преподаёт язык немецкий. Лучший учитель года в номинации «иностранные языки» работает в 73-й минской школе. Педагог уверена – сейчас можно и нужно учить лучше, чем раньше. Возможности для этого есть. Как физические (преподает Наталья в группах по 8 человек), так и технические. В 2008 году в школе появился мобильный класс. А уровень изучения немецкого высокий – ученики постоянно становятся призёрами языковых олимпиад. В школе есть и ноутбуки, и стационарные компьютеры, и электронные доски. Казалось бы, разнообразить учебный процесс теперь ничего не мешает. Но, как выяснилось, и не очень помогает.

Наталья Грушко, учитель немецкого языка средней школы №73 г. Минска: «Электронное средство у нас только одно – это лексико-грамматический практикум для 11 класса. Это единственное электронное средство, которое существует в данный момент в РБ для изучения немецкого языка. Ну, конечно, можно было бы к учебнику и диск какой-то выпустить, не только с аудиоинформацией, но и с видеоинформацией. Но мне кажется, что всё-таки программистов, информатиков этим нагружать не стоит, потому что они не будут чувствовать специфику предмета. Т.е. это действительно должны делать учителя, которые чувствуют детей».

Пока никаких мультимедийных дисков к учебнику немецкого в стране не выпущено, Наталья фактически создаёт их сама. Монтирует видеоматериалы для уроков, создаёт мультимедийные презентации, ведёт каталог своих проектов. Тем временем и родители, и учителя, и профильные министерства спорят: что хуже для ребёнка – тяжёлый рюкзак на спине или постоянное напряжение глаз из-за того, что ученик весь учебный день проведёт перед планшетом или компьютером.

Наталья Грушко, учитель немецкого языка средней школы №73 г. Минска: «Конечно же, если учитывать то, что рюкзак сегодняшних учащихся весит довольно много, целесообразнее было бы возможно вести обучение именно с помощью планшетов. Но для этого, конечно же, нужно обучать детей работать с этим устройством для того, чтобы действительно это было эффективно. Т.е. эта проблема должна решаться не одним учебным заведением и не одним учителем. Это должно быть принято на каком-то более высоком уровне, более высокопоставленными людьми».

Несмотря на то что о переходе на планшеты говорят давно, в массовую школьную практику это так и не вошло. При этом во многих школах и гимназиях появились и мобильные классы, и электронные доски. Но вот что на них показывать? И показывать ли вообще? Эти вопросы учителя ставят сами перед собой. И пока сами же на них отвечают.

Как современные технологии улучшают урожай разумного, доброго, вечного, могут рассказать в московском центре образования «Атлантик». Здесь исповедуют личностный и индивидуальный подход к каждому ребёнку. В классах не больше 15 человек. У каждого своё рабочее место, параметры которого соответствуют физической конституции ученика. Важная часть образовательного процесса – компьютеры и развивающие комплексы. С каждым классом работает воспитатель и психолог. И главное, дети с раннего возраста становятся носителями иностранного языка.

Галина Коваленко, директор Международного центра образования «Атлантик»: «В приоритете у нас два языка: русский и английский, педагогическим коллективном нашего центра разработан учебный план и образовательные программы, позволяющие детям-гражданам России изучать учебные предметы билингвально, а детям иностранцам изучать русский язык».

Преподают в центре как россияне, так и приглашённые иностранцы из Англии, США и Новой Зеландии. Российская программа соединена с классической кембриджской, что даёт право поступать в любой вуз мира.

Демиан Баторс, координатор Кембриджской программы Международного центра образования «Атлантик»: «Ученики после нашей школы могут поступать в высшие учебные заведения всего мира, потому что у них на руках будет сертификат и о национальном, и о кембриджском образовании. Кроме того, они имеют возможность развиваться во всех областях, которые им интересны: математика, информатика, естественные и гуманитарные науки».

«Атлантик» расположен рядом с главным инновационным центром «Сколково». От «взрослого соседа» в классы пришла не только системность и билингвизм преподавания, но и попытка создания единого образовательного пространства вне уроков. Уроки биологии могут проходить в зоопарке, занятия по истории – на экскурсии по старинным замкам Англии. Этот опыт уже заметили в Беларуси. «Атлантик» совсем скоро рассчитывает открыть свой филиал в Минске.

Галина Коваленко, директор Международного центра образования «Атлантик»: «Если будет всё благополучно, то мы планируем 1 сентября 2016 года запустить проект в Минске. По основным моментам школа будет такой же, как здесь. Будет полностью выдаваться национальный компонент, т. е. белорусская программа и дополнительно кембриджский компонент в рамках дополнительного образования. Как это будет, уже конкретно мы будем понимать позже, но у нас есть родители, которые ждут открытия школы в Минске, не переезжают из Москвы, пока школу не построят и мы не запустимся».

Впрочем, у такого образования есть существенный недостаток – оно не может быть общедоступным. Год обучения в «Атлантике» стоит минимум двадцать тысяч долларов. Правда, для Минска, уверяют, расценки будут формироваться с учётом местных доходов».

Об образовании без границ говорили участники съезда учителей стран СНГ, который на неделе прошёл в Минске. Педагоги обменивались опытом, обсуждали лучшие наработки. Речь шла и об образовательном процессе, который объединит школы и университеты разных стран.

Сергей Маскевич, министр образования Беларуси: «Когда мы создадим нормативно-правовую базу, позволяющую проходить отдельные курсы в одном месте – там, где лучшие педагоги, пусть и в дистанционном режиме. А в итоге прийти и показать, что вот он имеет такой набор сертификатов и может сдать на определённую категорию».

Во время выступлений звучали и другие предложения. Казахстан презентовал программу повышения квалификации учителей, совместно разработанную с Кембриджем. Россия выступает за унификацию отметок выпускников школ, что даст возможность одинаково оценивать аттестаты ВУЗами России и Беларуси. И все же деловые посылы этой недели к воскресенью приобретали все больший праздничный оттенок. В День учителя – всем педагогам вручали подарки и говорили «спасибо». А с понедельника в каждой школе снова прозвенит звонок и в каждый класс снова придёт учитель. И для кого-то, возможно, один из уроков станет главным в жизни.



Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram