Премьерой сразу двух «Жар-птиц» в Минске открылся Международный форум «TEART»

На сцене Большого театра – «Шехеразада», один из ярчайших балетов легендарных Дягилевских сезонов в Париже, которые пришли столетие спустя на родину их главного оформителя.

На сцене Большого театра – «Шехеразада», один из ярчайших балетов легендарных Дягилевских сезонов в Париже, которые пришли столетие спустя на родину их главного оформителя.

Льва Бакста – уроженца Гродно – искусствоведы называют лидером ар-нуво. А коллекционеры платят за эскизы художника начала ХХ, Серебряного, века сотни тысяч долларов.

Лишь 3 октября и только гости церемонии открытия международной части форума «TEART» стали свидетелями сразу двух «Жар-птиц» мэтра.

Колоннада театра – в «маска» Владимира Цеслера. Это уже традиционный логотип «TEARTа». До сих пор публике была доступна лишь часть эскиза «Жар-птицы». И, наконец: … ахи, охи, вздохи!»

Но прежде холл Большого наполнили звуки музыки шляхтича, чьи корни под полесской Речицей. Догадались?.. Это Игорь Стравинский, композитор «тысячи и одного стиля». Модерна – законодателем, которого в живописи признан также наш земляк. Занавес сброшен – и ву а-ля: других работ Льва Бакста в стране пока нет!

«Эскиз к Жар-птице» 1922 года купили в ноябре прошлого 2013 года на лондонском аукционе Christie’s. За кулисами говорили: стоило это (кстати, с родной рамой) – около 400 тысяч долларов! Чуть меньше восстановленных по наброскам мастера костюмов к балету, возрождённому к «TEARTу» Андрисом Лиепой. Мастер премьеру пропускает. Без комментариев.

Ольга Гайко, народная артистка Беларуси: «Я считаю, что такие спектакли, которые принесли мировую славу искусству, должны идти в репертуаре нашего театра. Такие, как «Шехеразада», «Жар-птица», может быть, «Петрушка». Потому что, они, как и 100 лет назад, не теряют свою актуальность. Для меня это новая пластика, на самом деле. И мне нужно много работать над собой».

Перед выходом на большую сцену прима Большого явно лукавила. Ведь именно Гайко первой из пяти солисток, отобранных на роль, попала в сказку. Став в пуантах 37 размера на одну ступень с балеринами-легендами «Русских сезонов» – Тамарой Карсавиной и Анной Павловой.

На спектакле 1910 года в Grand Opéra присутствовали: Марсель Птуст, Сара Бернар, Клод Дебюсси. Сегодня собрание не менее высокое. Да и овации не менее искренние. Кстати, танцевать «Жар-птицу» в Большом решили целых три вечера к ряду. Не зря же в своё время «Париж был подлинно пьян Бакстом».

Что же в программе Международного «TEARTа»? До 22 октября на сценах столицы – лучшие коллективы 8 стран Европы. К уже привычным коллективам из Литвы, Германии впервые присоединяются лицедеи Словении и Дании.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram