Директор Эрмитажа приедет в Минск на открытие выставки японской гравюры укиё-э XVIII–XIX веков

Так называемые сокровища сёгунов. В Минск прибыла коллекция, способная составить честь парижскому Лувру и мадридскому Прадо. Японские гравюры XVIII–XIX веков – собственность Эрмитажа. А принимает несомненно выставку года Национальный художественный. Одному из главных музеев Беларуси – 75!

Здесь видели рисунки Шагала (помните, израильская выставка). А сейчас Ближний Восток на стенах сменил Дальний. Причём во всех смыслах. Два года кураторы – петербуржские и минские – формировали комплект. Оставив между бамбуковыми стеблями 64 листа в стиле укиё-э.

Елена Сенькевич, куратор выставки «Эдо. Столица и эпоха…»:
«В прямом переводе это называется “картинки изменчивого” или “плывущего мира”. То есть это жанровые изображения, связанные с городской жизнью Японии. Если говорить о предметах XVIII века, они действительно являются уникальными. Не так часто эти гравюры повторяются в разных собраниях».

Эрмитажная серия сегодня – одна из крупнейших за пределами Страны восходящего солнца. Методом ксилографии – оттиска на бумаге (в данном случае рисовой) – всё, что мы знаем о Японии. К примеру: борьба сумо, священная Фудзияма, изысканные гейши, цветущая сакура.

Ван Гог, Тулуз Лотрек, Матисс… Среди поклонников японской гравюры было немало европейских мастеров. На выставке советуем особенно присмотреться к одеждам актёров кабуки и самураев. Чем не витебский кубизм Малевича!

Не случайно тонкие экспонаты заняли зал, закреплённый в постоянной экспозиции музея за искусством Запада. Уже бесспорно: черты укиё-э – основа модерна. Также как эстетика Античности – наполеоновского ампира. К слову, в независимой Беларуси эта выставка первая из лучшего музея Европы, коим Эрмитаж признан накануне.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Канешне, гэта наш першы крок і тым больш, што ў рамках нашага юбілея. Спадзяёмся, што падчас наведвання Піятроўскім Мінска, нашага музея, мы прагаворым і нашы іншыя праекты».

Директора Эрмитажа ожидают уже завтра. Михаил Пиотровский (кстати, дипломированный востоковед) лично откроет пространство Эдо. Это старое название Токио в эпоху сёгунов – некоронованных правителей Японии, о которых массовый зритель знал лишь из популярного мини-сериала 90-х. С оговоркой: до сих пор.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram