По данным Организации Объединённых Наций, за время военного противостояния юго-восток Украины покинули более миллиона человек.
Большинство из них уехали в Россию, но немало и тех, кто в поисках спокойной и мирной жизни стремился в Беларусь – таких, по данным департамента по миграции, около 25 тысяч человек. Примерно 500 вынужденных переселенцев уже подали заявки на получение статуса беженца.
Благодаря Указу Президента, подписанному в конце августа, найти работу и жильё в нашей стране украинским переселенцам стало гораздо проще. Документ также предоставил украинским детям право на дошкольное, общее среднее и специальное образование наравне с несовершеннолетними белорусами. А пошаговая инструкция для родителей, как и что в этой связи делать, появилась в пятницу на сайте Министерства образования. Сможет ли Беларусь стать для украинцев родной и как решаются проблемы этих людей на местах?
Надежда Булгакова в Беларуси с августа. По ночам, говорит она, здесь непривычно тихо, но стоит только сомкнуть глаза, и она снова слышит оглушительные выстрелы и душераздирающие крики раненых.
Надежда Булгакова, гражданка Украины, дежурная по общежитию предприятия «Красный октябрь» (г. Витебск): «Сейчас полегче на душе, стала улыбаться, привела себя в порядок, надежда, что уже к лучшему идёт, уже четыре дня работаю, уже есть какой-то смысл, жизнь продолжается».
Вооружённое противостояние на юго-востоке Украины разбросало её семью по разным странам: сыновья – в России, сама Надежда поехала в Витебск, где когда-то бывала школьницей. В Украине женщины работала в гостиничном бизнесе, в Витебске тоже будет работать с постояльцами, только – общежития.
Надежда Булгакова, гражданка Украины, дежурная по общежитию предприятия «Красный октябрь» (г. Витебск): «Здесь всегда как-то в порядке с работой, живут люди тихо, спокойно, стабильно, но самое главное – здесь нет войны».
В Витебской области зарегистрировались уже более двух тысяч
беженцев с юго-востока Украины. 400 человек поспешили получить специальное разрешение на работу, причём соглашаются на любые предложения.
Вячеслав Сосницкий, гражданин Украины, уборщик территории предприятия «Красный октябрь»: «Дальше будем смотреть по обстоятельствам, пока нет мужских вакансий на производстве, пришлось выбирать из того, что было – убирать территорию, но в целом неплохо, коллектив на производстве хороший, люди отзывчивые, добрые».
Первых беженцев, они были из Сирии, на Витебском хлебокомбинате начали принимать на работу почти три года назад. Сегодня за смену укладчики успевают перенести более трёх тонн хлеба, только в цехах теперь чаще слышна украинская речь.
Александр Королёв, и. о. генерального директора предприятия «Витебскхлебпром»: «Хоть какой-то вклад сделали, помогли людям с братской Украины. Они у нас тоже работают, я говорю, у нас очень хороший коллектив. Людей принимаем с удовольствием, люди, которые производят хлеб, только добрые люди могут производить хлеб».
Путь украинских переселенцев на Гомельщине начинается с этого центра социального обслуживания. Приезжих расселяют по комнатам, где они проживают до полной адаптации.
Артур Денисюк, гражданин Украины: «Предоставили жильё, еда, кухня. Туалет, душ – всё есть. Минимальный набор для жилья: постельное бельё, ребёнку питание принесли, средства гигиены первой необходимости».
Гуманитарную помощь сюда привозят ежедневно. Специальные пункты приёма предметов первой необходимости и не только организованы по всей области. К сбору подключились предприниматели, депутаты, госслужащие и все, кому небезразлична судьба переселенцев. Эта семья, бежавшая из Луганской области, живёт уже в отдельном доме. Работодатель предоставил жильё недалеко от фермы, куда устроились супруги. Бывший шахтёр Олег теперь слесарь. Экс-бухгалтер Наталья – ведущий специалист дойного цеха.
Наталья Куракина, гражданка Украины: «В принципе, работа меня устраивает. Мужа тоже. Как бы тут все условия для жизни».
К первому сентября для восьмилетней дочери отремонтировали комнату. Теперь уже у белорусской школьницы Ульяны есть свой уголок, где она может делать уроки. В Украине у супругов осталась квартира. Однако о возвращении на родину пока не думают. До сих пор с содроганием вспоминают, как уезжали под грохот взрывов.
Олег Свистунов, гражданин Украины: «С сумками, без жилья, без крова, как говорят. Но сейчас есть дом, работа. Будем начинать новую жизнь».
Далеко не все приехавшие в Беларусь украинцы устраиваются на рабочие специальности. Например, офисы в Минске снимают программисты из Донецка. В Беларусь специалисты в области высоких технологий перебираются целыми компаниями – с сотрудниками и семьями. Также возвращаются на историческую Родину этнические белорусы, которые по тем или иным причинам до недавнего времени жили и работали в Украине.
Алексей Бегун, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси: «Более 25 тысяч граждан Украины прошли установленную процедуру регистрации. 10 тысяч граждан Украины получили разрешение на право занятия трудовой деятельностью, а также часть из них обратились в органы за предоставлением статуса беженца».
Несмотря на такое количество беженцев, на улицах белорусских городов нет палаток. Тех, кто не смог найти приют у родственников или знакомых, размещают в специальных центрах для мигрантов, подыскивают пустующие дома и работу в сельской местности, некоторым государство даже оплачивает аренду жилья.
Гостеприимство белорусов и работу чиновников высоко оценили зарубежные эксперты.
Олдрик Андрисек, региональный представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси, Молдове и Украине: «Все нам говорили, что их здесь очень хорошо восприняли. Это очень важно. Никто их здесь не выгоняет, крыша над головой есть, кушать есть. И теперь все надеются, что как-то это успокоится. А если не уедут домой, то здесь могут продолжать свою жизнь».
Дать работу и крышу над головой в Беларуси готовы ещё большему количеству переселенцев. В отличие от России, где уже возникли серьёзные проблемы в лагерях беженцев, в нашей стране к миграции украинцев подходят организованно. После указа Президента, упростившего гражданам Украины приём на работу и уравнявшего в правах с белорусскими школьниками и студентами, обратившихся за статусом вынужденного переселенца стало гораздо больше.
Жан Ив Бушарди, представитель Управления Верховного Комиссара по делам Беженцев ООН в Беларуси: «Указ Александра Лукашенко содействовал интеграции украинцев в белорусское общество, и примеры, которые мы видели на предприятиях, и исходя из разговоров с беженцами, практика показывает, что система работает».
Семья Курченко, переехавшая из Донецка в Брест, уже смогла оценить каждый пункт указа.
Влада Курченко, гражданка Украины: «Теперь понимаем, какое это для нас счастье – сходить в больницу и не платить те бешеные деньги, которые мы отдавали до этого. Но наша семья даже в “лучшие” времена всегда к этой стране присматривалась, были сюда ориентированы, но, наверное, нужен был толчок. И этот толчок произошёл».
В Донецке Влада, специалист с тремя высшими образованиями, работала медсестрой. В Бресте устроилась продавцом, но уверена, что уже в ближайшее время найдёт другую работу, по специальности. Её дочь Юлия пошла в одиннадцатый класс белорусской школы. Немного нервничала, что будут проблемы с белорусским языком, но как только пришла на урок, поняла: сложно представить другой язык, настолько близкий к украинскому. Как и найти народ, настолько же близкий.
В студии «Контуров» – начальник управления политики занятости министерства труда и соцзащиты Олег Токун и председатель Гомельского областного комитета по труду, занятости и социальной защите Пётр Савицкий.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram