Заславль встречает День белорусской письменности. Этот праздник занял почётное место среди важнейших событий культурной жизни страны, говорится в поздравлении Президента гостям и участникам торжеств.
Для этого есть основания – 15 миллионов изданий за полгода, и Беларусь остаётся самой читающей нацией среди стран СНГ.
Под этот звук жители и гости Заславля отправились сегодня в «золотой век» нашей письменности – XVI-й. Во времена, когда здесь завершил перевод Библии «на родную мову» великий гуманист Сымон Будный. Тогда же в городе над Свислочью была основана первая «паперня» – мануфактура по производству бумаги.
Лишь за последние полгода отечественными последователями Скорины изданы свыше шести тысяч наименований печатной продукции. Общим тиражом – более 15 миллионов. Вдоль центральной магистрали Заславля сегодня павильоны с белорусской книгой. Запасаемся! И читаем классику, как говорится, «толокой»!
Автограф-сессии кумиров в прозе, поэзии, публицистике – часть литературной программы одного Дня, но впервые – двух суток. То есть и в субботу, и в воскресение праздник на этих улицах. Здесь в эпоху «Нашай Нівы» Янка Купала нашёл свою Гарыславу – героиню одноимённой поэмы о судьбе княгини Рогнеды. Чья могила, согласно преданьям, где-то рядом.
За статус самого «читающего» города страны год назад сражались Вилейка, Мядель… Над Заславлем традиционные символы Дня – «Солнце и луну» Франциска Скорины – уже видели в 2000 году. 15 лет спустя пройдённое решили закрепить, как некогда в Полоцке и Турове. День-то 21-й, а «литературных» столиц всего 17.
Смахнуть пыль Заславлю, чей возраст приближается к 1130 годам, помогли около 200 миллиардов рублей из республиканского, областного, местного бюджетов. Обновили фасады Дом культуры, Дом быта, и одной из лучших школ искусств Минщины. А там, где некогда на тихом пруду магнатов Глебовичей цвели лилии, сейчас бьёт фонтан.
О том, что вначале было слово, жителям и гостям отныне напоминают несколько памятников. На камне – печать местного князя Изяслава конца Х века – один из древнейших образцов письменности Восточной Европы. Сам же сын Рогнеды, чьё летописное прозвище «Книжник», вознёсся над главной площадью города на 5 метров и 5 сантиметров (это с постаментом).
В разные времена его имя и писали, и читали по-разному: Изяславль, Жеславль, Заславль. Об этом – новый туристический маршрут: от городища-крепости «Замэчак» к высоткам одного из девяти городов-спутников Минска. Около трёх километров пути связали три тысячелетия истории города, который уже во второй раз держит слово.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram