«Воскресная проповедь». Наши зависимости

Балуя себя очередной сигареткой, уходя с головой в виртуальный омут Интернета, компьютерных или азартных игр, люди не всегда задумываются над мотивами и последствиями своих действий.
Балуя себя очередной сигареткой, уходя с головой в виртуальный омут Интернета, компьютерных или азартных игр, люди не всегда задумываются над мотивами и последствиями своих действий. Большинство наших современников относятся к такому времяпрепровождению лояльно, даже снисходительно. Эти привычки считаются вредными, но менее страшными, чем пьянство и наркомания. А вот напрасно! Дело всё в том, что никотиновая, компьютерная и игровая зависимости порабощают человека и делают его своей жертвой.
 
Что объединяет эти формы рабства? Прежде всего, наличие в сердце человека идола, будь то патологическая привязанность к табаку, компьютеру или, образно говоря, «однорукому бандиту».
 
Затем механизмы, с помощью которых данные страсти оккупируют душу и тело. И, наконец, финал – медленное самоубийство, причём не только, и не просто физическое, но прежде всего – духовное.
 
И вот вновь возникают два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Вот попытка ответить на них и будут составлять стержень нескольких наших передач.
 
Причём, построены они будут так, чтобы научные термины по возможности были адаптированы для не профессионально подготовленного зрителя.
 
Вот, с точки зрения богословия, любая зависимость – это в первую очередь духовная проблема и, если говорить языком Церкви, Библии, типичное следствие грехопадения Адама. И вот об этом мы узнаём уже с первых страниц Библии. И в книге Бытия, 4 глава, с 6 по 7 стих мы читаем: «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей лежит грех; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Вот также и Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам, в Евангелие от Иоанна, 8 глава, 34 и 36 стихи: «Всякий, делающий грех есть раб греха... Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
 
Что же произошло? Что случилось? Ведь в результате грехопадения Адама цельность человеческой личности нарушилась. Наклонность ко греху исказила наше нравственное сознание, ущемило свободу, самостоятельность и независимость. Мы не можем не грешить. И если нам и удаётся избегать грехов, то без помощи Божией мы снова запутываемся в них. Вот на сей счёт апостол Пётр цитирует мудрую пословицу. Это Второе послание апостола Петра, 2 глава, 22 стих: «Пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи».
 
Что же делать?
 
Опираясь на многовековую православную аскетическую традицию, святитель Феофан Затворник подробно описывает истоки и механизмы потери «свободы сердца», утраты нашей внутренней независимости.
 
И каждому из нас предлагается честно взглянуть внутрь себя и увидеть там «пленника, связанного по рукам и ногам, против воли влекомого туда и сюда». Однако, прельщаясь, он мечтает о себе, будто бы наслаждается полной свободой. Узы этого пленника – пристрастия к окружающим лицам и вещам, с которыми больно расстаться».
 
Рыба, попавшаяся на удочку, хотя и плавает, но удерживается леской. Птица в клетке, хотя и двигается, но – в пределах клетки. И пристрастия оставляют нам свободу действовать, пока душа не перечит им. Иначе нам трудно совладать с собой.
 
«Чем больше пристрастий, тем меньше Круг свободы. А бывает и так, что иной всем связан и не в силах сделать движения в одну сторону без того, чтобы не причинить себе боли с другой. Подобно тому, как идущий где-либо в лесу и запутавшийся там руками и ногами, и платьем в прилипчивую траву, каким бы членом ни двинул, чувствует себя связанным. Таким точь-в-точь чувствует себя и пристрастный ко многому тварному», – подытоживает святитель Феофан.
 
И вот, вы знаете, в этом плане все мы напоминаем пловца, плотно обвитого густыми водорослями. Но главная беда в том, что мы «плавать» толком не умеем и, вдобавок, как говорится, не зная брода, суемся в воду.
 
И вот, нам нужно понимать, что грех, не получивший должного внутреннего отпора, он «въедается», он буквально прилипает к нам, словно рыба – прилипала к акуле. И постепенно человек впадает в иллюзию нравственной вседозволенности, ложно понятой им как «свобода», снимает с себя «тормоза» ответственности, заглушает укоры совести и с головой окунается в этот «омут» духовной деградации. Человек думает, что сам распоряжается своими желаниями, потребностями, интересами. На деле же он связан ими. И так называемая «неограниченная свобода» становится капканом.
 
Вы знаете, ещё покойный патриарх Алексий говорил, что «Призывы к свободе сейчас в моде, но понимание свободы порой далеко от истины. Нельзя быть свободным и одновременно зависимым. И вот на этом фоне употребление наркотиков вроде бы сулит некую свободу. Но скажите, может ли быть свободным человек, ушедший от реальности? Он находится в плену иллюзий, он зависим от них. Разве это свобода?»
 
Почему же потеря внутренней свободы влечёт за собой столь катастрофические последствия?
 
И вот я хочу сказать всем нам очень серьёзные слова, мы свободны внутренне лишь в той мере, в какой связаны с Богом и справляемся со своими страстями. «Кто кем побеждён, тот тому и раб», – свидетельствует апостол Пётр. Это – аксиома. Божественная благодать укрепляет желание творить добро и противостоять злу. Вот почему свобода духовно зрелой личности определяется её собственным отношением к происходящим событиям, а свобода духовно слабого человека, вот можно образно выразиться, от «длины его цепи».
 
Хочу здесь уточнить: той цепи, на которую он вольно или невольно сам себя посадил или позволил посадить.
 
И вы знаете, дело усугубляется тем, что грех ненасытен. У Екклесиаста мы ещё читаем: «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается». И, не находя удовлетворения ни в чём временном и тленном, человеческий дух сообщает страстям свою ненасытность и безграничную энергию. Отсюда – не просто переедание, но обжорство, не просто скупость, но алчность, не просто вспыльчивость, но ярость. Буйством страстей человек сознательно или бессознательно пытается заглушить стремление к благодати и вечной жизни, вложенное в него Богом. Но это всё равно, что солёной водой утолять жажду!
 
«Алчному всегда чего-то не хватает, он никогда не будет чувствовать полного “удовлетворения”... не имеет предела насыщения, поскольку утоление такой алчности не устраняет внутренней пустоты, скуки, одиночества и депрессии», – считает известный западный психолог Эрих Фромм. И вот, по его мнению, «укоренённые в характере страсти» являются ответом не на социальные конфликты, а на неразрешенные духовно-нравственные противоречия, «Страсти – это божества, которым поклоняется человек».

Подписывайтесь на нас в Telegram