С 1 сентября вступает в силу новое постановление Совмина «Об оплате труда работников». Согласно которому, зарплату отныне будут насчитывать, учитывая выручку.
То есть продукцию необходимо не просто произвести, но и реализовать. Больше других волнуются на госпредприятиях – не изменятся ли в меньшую сторону цифры в расчётных листках? И распространится ли действие документа на частные компании?
Это давняя хроническая болезнь белорусской экономики: зарплаты растут быстрее производительности труда. Конечно, речь идёт об усреднённых показателях в стране, а не на отдельно взятых предприятиях. Маститые экономисты утверждают: это приводит к серьёзным перекосам в экономике.
Михаил Ковалёв, декан экономического факультета Белорусского государственного университета: «У нас остаётся меньше денег для инвестиций. Мы пытаемся изобрести свои инструменты – сделать инвестиции за счёт эмиссии, но если это происходит как в 2010-2011 годы, то не минуема потом девальвация. Высокая зарплата вызывает рост цен. Вместе с ними растёт курс доллара, и эмиссионные деньги изымают с помощью девальвации у населения. Законы экономики – это как законы сохранения. Тут алхимии быть не может».
Постановление напрямую затрагивает интересы работников компаний и предприятий, где доля госсобственности более 50%. Кстати, таких в республике большинство. Для них новый механизм расчётов заработной платы обязателен. Для компаний, в уставных фондах которых доминирует частный капитал, постановление носит рекомендательный характер. Зарплаты бюджетников этот документ вообще никак не затронет. Доходы учителей и врачей в сентябре, напротив, вырастут.
Тарифные ставки врачей и медперсонала поднимут с 1 сентября на 40-60%. К педагогическим работникам подход дифференцированный. Кому-то повысят оклады на 10-20%. Для специалистов с категорией увеличат надбавки. В среднем зарплаты учителей «со знаком качества» вырастут на 18%. А что будет с доходами остальных? Сразу сделаем акцент. Новый механизм будет применяться к фонду оплаты труда на предприятии, а не к зарплате каждого работника. Общий смысл нового подхода. Берётся некий базовый пример. Это отправная точка. Считается, что зарплата и производительность в этот момент в равновесии. По итогам следующего месяца экономисты предприятия пересчитывают производительность и смотрят: если эффективность работы на предприятии выросла, значит, фонд оплаты можно увеличить. Если ситуация ухудшилась, то фонд оплаты надо корректировать, пока оба показателя не вернутся в равновесие. Или поработать над производительностью. И это лучший выход.
Александр Муха, финансовый аналитик: «Документ будет стимулировать предприятие предпринимать конкретные действия по повышению производительности труда. В противном случае, если будет отклонение в сторону снижения, то не исключено, что на отдельных кратковременных периодах в связи, например, с ухудшением конъюнктуры на отдельных предприятиях, но, думаю, что положительный социальный и экономический эффект будет перевешивать».
Что считать производительностью труда? В постановлении успех работы предприятия определяется через выручку. Продали продукции больше, чем раньше, значит, имеет право увеличить фонд оплаты труда. С одной стороны, это правильный подход. Ведь немало компаний работают на склад. У них появляется стимул не производить, а продавать. Но этой же выручкой легко манипулировать через бухгалтерию и показывать фиктивный рост.
Крупное предприятие может представлять собой несколько юридических лиц. Например, у него может быть собственный дилерский центр. В документах как бы отражается продажа товара. По большому счёту предприятие реализовало товар самому себе. Рост выручки есть, продаж нет. Зато зарплату можно поднять. Отклоняется трактовка производительности и от классического определения – через добавленную стоимость. Гипотетический пример. Компания покупает бумагу и делает конверты – 1000 в час. Бумага сильно подешевела. Цена конвертов упала, выручка тоже, хотя работники компании по-прежнему усердно производят 1000 конвертов в час. Но фонд оплаты вроде бы надо сокращать.
Михаил Ковалёв, декан экономического факультета Белорусского государственного университета: «Мне не совсем понятно, как увязывать производительность труда с выручкой. Производительность труда всегда и всюду считается как добавленная стоимость, делённая на количество людей, создавших эту добавленную стоимость. Мне кажется, со временем это будет как-то скорректировано или там будет заложена какая-то хитрая формула вычисления выручки минус затраты, которые были уплачены другим фирмам».
Неоднозначно отнеслись к этому документу и профсоюзы. С ними это документ даже не обсуждали.
Руслан Крапивин, начальник главного управления производственной и социально-экономической работы аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси: «Мы разделяем необходимость повышения производительности труда. Однако повышать производительность труда можно различными методами. Мы считаем, что такой подход может вызвать перекосы в оплате труда и может даже где-то привести к уменьшению заработных плат. Чтобы владеть ситуацией, мы решили организовать свой собственный мониторинг изменения оплаты труда работников. Мы будем следить за ситуацией с заработными платами».
В целом постановление задаёт верный тон. По работе должна быть и награда. С другой стороны, прямое воздействие на уровень зарплаты, хотя и простейший, но не единственный способ поднять производительность труда на предприятиях. Об этом также не стоит забывать. В противном случае хорошие работники могут стать заложниками неэффективного руководителя.
Подписывайтесь на нас в Telegram