В Минске в закрытом режиме, не для всех, прошёл контрольный прокат перед новым сезоном у белорусских фигуристов.
Представители одного из самых красивых видов спорта показали тренерам национальной сборной, на что способны. Так что к сезону, а он официально стартует в сентябре, команда уже сформирована.
Как известно, наши фигуристы нечасто балуют отечественных болельщиков медалями с серьёзных чемпионатов. Хотя условия, на первый взгляд, у нас есть. И в первую очередь, это, конечно, современные ледовые площадки. Так что же мешает виртуозному исполнению сложных фигур?
«Почему в самом красивом виде спорта Беларусь должны представлять не хорошо подготовленные атлеты, а «первоклассные» спортсмены. Фигуристы уровня первого класса детской спортивной школы?» Артур Вернер (2009 г.).
Артур Вернер – один из самых известных европейских журналистов, пишущих о фигурном катании. Человек, который в этом виде спорта знает всё и всех. С 1979 года он не пропускает ни один крупный турнир. Сейчас Вернер живёт в Германии и продолжает заниматься любимым делом – анализировать фигурное катание и рассказывать об этом всему миру. Почему Вернер считал, что ситуацию в этом виде спорта в Беларуси нужно существенно поправлять? Прислушивались ли в Минске к компетентным советам? В конце концов, изменилось ли что-нибудь у нас за эти пять лет?
Конечно, от белорусского фигурного катания все мы ждём большего. Как, впрочем, и от некоторых других зимних видов спорта. Успехов Дарьи Домрачевой и фристайлистов для страны с таким ледовым потенциалом явно маловато.
С начала XXI века наше фигурное катание прочно ассоциируется с именем Сергея Давыдова. Его знала вся Европа. Ростовчанин, переехавший в Беларусь, был участником двух Олимпиад, занял четвёртое место на чемпионате Европы. Но до медалей из-за травмы всё-таки, как говорят фигуристы, не докатал.
Яркие костюмы, сложные элементы и овации публики. В последнее время фигурное катание стало ультрамодным видом спорта. И всё большее количество родителей приводят своих детей на катки. Но не все до конца понимают, что серьёзных результатов добьётся лишь один ребёнок из ста. Скользкий путь в большой спорт, иначе этот вид не назовёшь. Со времён натурализованного Сергея Давыдова, выступавшего под белорусским флагом, никому из наших спортсменов на чемпионатах мира и Европы даже близко не удавалось подобраться к десятке сильнейших. Но тренеры здесь, на белорусских катках, продолжают часами работать с нашими детьми. А значит, они ещё во что-то верят и ещё чего-то ждут…
И ждать, судя по всему, придётся ещё долго. Фигурное катание в Беларуси многие считают массовым видом спорта. А между тем, мнение это ошибочное. Массовость на ледовых аренах и катках – это, увы, исключительно досуг. Реальная же ситуация в фигурном катании такова – есть 30 спортсменов (в расширенном составе сборной страны), и только 7 из них способны показывать более менее достойные результаты. В регионах положение дел, мягко говоря, не блещет. В Гомеле, например, в возрасте старше 14 лет занимаются… два спортсмена, в Витебске… – один. А ведь это ближайший резерв национальной команды.
Юлия Комлева, главный тренер сборной Беларуси по фигурному катанию: «Да, к сожалению, это так. У нас большая проблема с переходом во взрослый спорт. Мы пытаемся мотивировать ребят, уговариваем остаться. Но это же не шахматы, которым можно уделить один день. Здесь нужно всю жизнь на это положить, и многих это пугает».
Остро стоит проблема и с квалифицированными тренерами. Знаний наших специалистов хватает только, чтобы поставить фигуриста на ноги, а когда дело доходит до перехода во взрослое катание – начинается провал в результатах. Ситуацию пытаются исправлять за счёт иностранных специалистов. Но, во-первых, это дорого. Во-вторых, на постоянной основе в Беларуси они оставаться не спешат. Тренеры ТОП-уровня привыкли, чтобы на мастер-классы и семинары приезжали к ним не куда-нибудь, а в Нью-Йорк или Москву. Но, пожалуй, самое печальное в этой истории то, что желанием учиться наши тренерские кадры не очень-то и горят.
Александр Казаков, фигурист сборной Беларуси (2004-2010 гг.): «Когда я начинал кататься, тренеры были фанатиками своего дела. Заходил на лёд, а он светился от того, как у тренеров горели глаза. Они удовольствие получали. Никто про зарплату не думал. А сейчас фанатизма нет, потому что есть другие заботы помимо работы. Мотивации нет. Половина не думает о том, что что-то не так делается, и результата почему-то нет. Он думает, где ему сегодня переночевать и что поесть».
По подобным причинам, рассказывает Александр Казаков, Беларусь потеряла целую обойму хороших специалистов. Кто-то уехал работать в зарубежных телевизионных шоу. Некоторые ушли в другую профессию. Всё это не добавляет оптимизма спортсменам. И только самые стойкие способны на преодоление.
Евгения Ткаченко и Юрий Гулицкий, чемпионы юношеской Олимпиады-2012 по фигурному катанию в командном зачёте: «Иногда хочется всё бросить и уйти. От усталости физической и психологической. Две тренировки в день, а когда учиться? Но мы пойдём до конца, сейчас не тот уровень, чтобы останавливаться. Самое сложное уже позади. Сделаем всё, чтобы принести стране первые медали».
Татьяна Беляева, тренер сборной Беларуси по спортивным танцам на льду: «В последнее время у нас прорыв настоящий. Ковалёва/Беляев заняли 15-е место на чемпионате мира, лучше в парном катании ещё не было. Павел Игнатенко на дебютном чемпионате Европы очень здорово дебютировал. Надежда есть, нужно работать…»
Успехи – результат командной работы и серьёзных финансовых затрат. Это межсезонье наши фигуристы проводили на сборах в США, Германии, России у тренеров высокого уровня. Такова реальность: если хотим показывать результат – иного плана действий для семи лучших фигуристов страны нет и в ближайшие годы не предвидится. Во всяком случае, в этом уверены тренеры сборной.
Дефицит квалифицированных тренеров и отсутствие конкуренции в сборной – проблемы внутренние. Но есть и внешние факторы, которые периодически выходят на первый план. Дело в том, что в фигурном катании огромную роль играют традиции. Десятилетиями сложилось, что очень важное влияние на результаты крупных турниров имеют федерации определённых стран. Без преувеличения – можно вести речь о своеобразной клановости. Если, скажем, белорус откатает одинаковую программу с условными японцем, россиянином и немцем – он окажется в рейтинге последним. И это, к сожалению, правда. И от этого пока никуда не деться.
Юлия Комлева, главный тренер сборной Беларуси по фигурному катанию: «Объясняем, уговариваем наших спортсменов не расстраиваться из-за этого. Это ведь не только с нами так поступают. Бороться с этим можно, только катаясь ещё лучше».
Татьяна Беляева, тренер сборной Беларуси по спортивным танцам на льду: «Отсеивается очень много детей. Кто сильно вырастает, кто-то полнеет, пропадает крутка. Некоторых ещё можно перевести на другую специальность, в танцы, например. Но отсев очень большой. Но мы работаем, стараемся. Раньше вообще было невыносимо. И в 6 утра начинали, и базы не было. Но я ни на секунду не пожалела, что переехала работать в Беларусь. У нас всё получится».
Артур Вернер в одной из своих статей говорил: для руководства ледовыми видами следовало бы взять на службу людей, хорошо с ними знакомых и обладающих качествами хороших администраторов. Если не найдётся своих, взять таких взаймы у России. Татьяна Беляева приехала в Беларусь из России 9 лет назад. Говорит, что не жалеет. Теперь. Второе дыхание открылось вместе с запуском «Минск-Арены». Появилась классная база для творчества и тренировок. А ведь этот многофункциональный комплекс далеко не единственный. Льда в столице хватает. Более того, его хватает даже россиянам. Это юные фигуристы из Москвы. Их взрослые сопровождающие не сразу понимают, почему в летнем расписании катка они так редко сталкиваются с белорусскими сверстниками своих подопечных. С хоккеистами – дело другое. А вот многие фигуристы, выходит, на каникулах. Ну а начинающие российские фигуристы в Минске готовятся к сезону. И неважно, что в летние месяцы. Прокат за прокатом на льду, затем тренажёрный зал, хореография – и всё это, кстати, не выходя из здания. Чтобы заниматься всем этим в подобном комплексе в Москве, нужно быть или очень удачливым, или же родиться в небедной, богатой семье.
Сергей Шиляев, детский тренер по фигурному катанию (Москва): «Мы уже второй раз приезжаем на сбор в Беларусь. Отличные базы, катки и по цене очень приемлемо для нас. Организация тренировок просто потрясающая. Видели, как катаются ваши дети, они ни чем не хуже, чем в России. Просто нужно работать без остановки. И очень важно желание. Если ребёнок будет тренироваться без желания. То, каким бы ни был тренер – результата не будет».
Фигурное катание – элитный вид спорта. Дешёвым его никак не назовешь. За хорошее лезвие из своего кармана нужно платить минимум тысячу долларов. За участие в международных турнирах, естественно, тоже. Раньше именно финансовый аспект был определяющим. Но в последние пятилетие ситуация всё же изменилась к лучшему.
В Международный союз конькобежцев входят 69 стран. Их спортсмены – постоянные участники статусных соревнований по фигурному катанию. Но чемпионаты Европы и мира, а также Олимпиады выигрывают фигуристы одних и тех же сборных – России, Китая, США, Канады, Франции и Японии. Побеждают действительно лучшие, но за бортиком ледовой площадки чемпионы, как правило, имеют мощную поддержку национальных федераций с авторитетным штатом судей, тренеров, функционеров… У Беларуси этого пока нет. Как, собственно, и самой федерации. Представителей конькобежных видов спорта объединяет Белорусский союз конькобежцев. Создание отдельной федерации фигурного катания, возможно, и не решило бы проблем, образно говоря, с прыжками или круткой. Но уж точно помогло бы привлечь в этот вид спорта так необходимых спонсоров, укрепило бы имидж наших фигуристов, и вообще – откорректировало тактику и стратегию развития, от которого в Беларуси ждут если не медалей, то, по крайней мере, гордости за своих. Вместе с Артуром Вернером все мы это обязательно бы заметили.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram