Главной политической темой недели стала встреча в Минске президентов Беларуси, России, Казахстана, Украины и ключевых представителей Европейской комиссии.

Главной политической темой недели стала встреча в Минске президентов Беларуси, России, Казахстана, Украины и ключевых представителей Европейской комиссии.

Предмет обсуждения – украинский вопрос, политические, экономические и гуманитарные проблемы в этой стране. Не решать комплекс этих вопросов уже просто нельзя. Число погибших на востоке Украины превысило две тысячи человек, каждый день сообщают о новых жертвах, в том числе и среди мирного населения.

Именно поэтому внимание и наблюдателей, и обывателей было приковано к Минску, где 26 августа за столом переговоров (впервые в таком многомерном формате) встретились президенты таможенной «тройки» Александр Лукашенко, Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, президент Украины Пётр Порошенко, а также Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и два еврокомиссара: по торговле – Карел Де Гюхт и энергетике – Гюнтер Эттингер.

Надежда. Это слово, пожалуй, чаще других выносилось в заголовки статей о минских встречах. Собственно, аналитики и журналисты независимо от принадлежности – из Беларуси они, России или Украины – это событие так и назвали: саммит надежды. Надежды на мир, на гуманитарную помощь, на восстановление разрушенных городов или, хотя бы, на начало диалога между конфликтующими сторонами.

Оправдались ли ожидания? Мир, к сожалению, не наступил, наоборот, на востоке Украины столкновения стали ещё ожесточённее. Впрочем, то, что президенты заставят одномоментно замолчать орудия, предполагали разве что отчаянные идеалисты. С другой стороны, в то, что такая встреча за одним столом глав России и Украины при посредничестве Беларуси, Казахстана и Евросоюза возможна, также мало кто верил. И это безусловный успех белорусской дипломатии, который стал возможен благодаря взвешенной позиции Минска по украинскому вопросу.

Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»: «Что касается роли Минска и Беларуси – роль совершенно уникальная. Так получилось, что другой площадки в общем-то нет. Страна, которая, с одной стороны, была бы лояльно и конструктивно настроена к России, но не разделяла бы в полной мере её политику в отношении Украины. При этом страна, имеющая прямое касательство ко всем этим темам – вот такая страна оказалась единственная. То, что Президент Лукашенко сумел всё это организовать, то, что к нему, как миленькие, приехали еврокомиссары, хотя отношения с Европой, мягко скажем, не очень благоприятные, это показывает, что создать условия для разрешения конфликта Лукашенко и Беларусь могут».

Позиция и стремление Минска наладить диалог видны в такой, казалось бы, незначительной детали. Во время церемонии фотографирования Пётр Порошенко, возможно, неосознанно, но характерно держался ближе к Кэтрин Эштон и сопровождающим её еврокомиссарам. Александр Лукашенко пригласил коллег быть ближе – и дело здесь не только в композиции для официальной фотографии.

Хотя официальной темой встречи было обсуждение экономических вопросов, главный из которых – влияние ассоциации Украины с Евросоюзом на экономики стран Таможенного альянса, вступительная речь Президента Беларуси была посвящена, пожалуй, даже более актуальной теме – разрешению конфликта на востоке Украины.

Гуманитарная помощь, объявление перемирия, отказ от санкций – свою программу комплексных действий к минскому саммиту подготовил Нурсултан Назарбаев.

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Я бы призвал объявить перемирие на это время. Важно остановить санкционное противостояние».

Вступительное слово Петра Порошенко было посвящено надежде на установление мира.

Пётр Порошенко, президент Украины: «Сегодня в Минске решается судьба мира и Европы. Не надо начинать с обвинений. Террористы, самолёты, военнопленные в Донецке. Есть план по миру».

Владимир Путин же акцентировал внимание на вопросах экономики, конкретнее на последствиях ассоциации Украины с ЕС.

В пятистороннем формате (достаточно новом и для Европейского, и для Таможенного союзов) переговоры продолжались более 4 часов. Некоторые скептики от журналистики поспешили не заметить результатов встречи, сделав в своих отчётах акцент не на важности самой темы, а, например, на хлебосольстве Дворца независимости. Но если относиться к состоявшемуся диалогу как к началу процесса, то польза минских переговоров очевидна. Именно это подчеркнул Александр Лукашенко, выступая перед журналистами с итогами трудного дня.

Что касается договорённостей, то главные из них таковы: Минск становится регулярной площадкой для встреч контактной группы ОБСЕ — Украина — Россия. Это предложение Петра Порошенко поддержали все участники встречи.

К середине сентября рабочая группа выработает предложения по снятию озабоченности Таможенного союза, России, касающейся подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. По предложению президента Казахстана, обсуждение проблемных вопросов, связанных с Украиной, продолжится в формате нынешней минской встречи.

Главной интригой саммита журналисты называли возможность двусторонней встречи Путина и Порошенко, которые до этого разговаривали лишь однажды во Франции, а также рукопожатия президентов.

Владимир Владимирович и Пётр Алексеевич поздоровались, хотя многие обратили внимание на их эмоции – расслабленную улыбку одного и максимально серьёзное выражение лица другого. Поздним вечером состоялась их личная встреча, которую то неоднократно отменяли, то заново анонсировали.

Владимир Путин, президент России: «Мы – Россия. Мы не можем говорить об условиях прекращения огня, о договорённостях между Киевом, Донецком и Луганском. То внутреннее дело самой Украины. Мы можем способствовать в создании обстановки доверия. Мы об этом говорили. Мы высказывали озабоченность по поводу гуманитарной составляющей, которая катастрофична».

Пётр Порошенко, президент Украины: «Мы договорились обеспечить режим консультаций между начальниками штабов. Также будет сделана попытка обеспечить переговоры по мирному процессу. Будет разработана «дорожная карта» мирного плана через трёхстороннюю контактную группу».

Без преувеличения: за происходящим в минском Дворце независимости внимательно следила вся Европа. Мультиформатный переговорный марафон и двусторонние встречи президентов Беларуси и Украины, Украины и Казахстана и, конечно, России и Украины дали для политологических оценок и прогнозов более, чем достаточно.

Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории Московского государственного института международных отношений: «Минск заполнил пустоту, которая образовалась после коллапса Восточного партнёрства. Украинское развитие с Майданом, войной, распадом территории дискредитировало Восточное партнёрство. И вряд ли эта структура реанимируется. Но запрос есть. По сути, Минск сделал заявку стать таким региональным центром. И у Минска есть серьёзные козыри для интеграции вокруг себя».

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии (Россия): «Есть вопросы, которые на данный момент не имеют переговорного решения, есть вопросы, которые его имеют. Не имеет переговорного решения вопрос о статусе восточных регионов, где сейчас идёт война. Ни одна из сторон не готова к компромиссу, и, больше того, этот конфликт не может быть заморожен по образцу Абхазии и Приднестровья, потому что ни одна из сторон не контролирует территории, на которую претендует. Речь идёт о лоскутной карте в смысле контроля над территориями. И федерация – это то, чего слишком много для Киева, и то, чего слишком мало на сегодняшний день для Донбасса. А вопросы, которые могут иметь решение – это газовые взаимоотношения в треугольнике Россия – ЕС – Украина. И, как хочется надеяться, вопросы гуманитарной поддержки Донбасса».

Константин Бондаренко, руководитель Института украинской политики: «Минск как площадка переговоров – да, она была подходящей. Это как начало некого процесса. Минск – это место, где можно найти некий компромисс между интересами России и Украины, востока и запада. Идеальное место с точки зрения именно локации и с точки зрения бэкграунда. Консультации надо продолжать обязательно. Уже есть первые плоды, есть подвижки. Буквально несколько часов назад Россия сделала заявление, что она готова рассматривать цену на газ для Украины в 385 долларов за тысячу кубометров. Так что это серьёзные сигналы, положительные сигналы. Исходя их этих экономических предпосылок, необходимо будет развивать и наше политическое сотрудничество».

Вадим Долганов, политолог (Украина): «Очень хорошо, что эти переговоры начались. И надо отдать должное Президенту Беларуси, который и накануне этих переговоров – вспомним встречу контактной группы, приезд Леонида Кучмы в Минск, приезд представителей ополчения. Конечно, это лучше, чем разговор пушек. И хотелось бы, чтобы всё-таки пушки замолчали и переговоры продолжились. Политический контекст важен тем, что была заявлена позиция ТС, руководителей ТС, заявлена позиция Путина в отношении того, что сейчас происходит на востоке Украины».

Юрий Царик, руководитель экспертно-аналитического сообщества «Белорусская группа развития»: «Для меня, как международника, главный революционный шаг – признание Таможенного союза со стороны Евросоюза. Раньше было заметно игнорирование объединения Беларуси, России и Казахстана. Ситуация изменилась. Мы видим, что в Минск приехали ключевые лица европейской бюрократии».

Удачное место проведения саммита, а также начало процесса по поиску компромисса – на эти итоги обращают внимание аналитики, представляющие западный вектор переговорного процесса.

Кит Беннетт, вице-президент инвестиционной компании Global Group Capital Management Limited (Великобритания): «Я думаю, что Беларусь как нельзя лучше подходит в качестве площадки для таких переговоров. Я бы даже сказал – это идеальное место и единственное возможное. Так как, к сожалению, западные страны, заняв одностороннюю позицию, оказались не в состоянии повлиять на конфликт и урегулировать его. У Беларуси же очень близкие и даже братские отношения со всеми сторонами этого трагического противостояния. Так что Минск идеально подходит в качестве посредника для этих переговоров. Сейчас трудно говорить о результатах этих переговоров, но что, несомненно, очень важно – стороны начали процесс диалога. А без этого невозможно решить огромную проблему, которая принесла столько горя и несчастий».

Александр Мирский, депутат Европарламента 7-го созыва (Латвия): «Очень важно, когда лидеры встречаются и озвучивают свои позиции «глаза в глаза», а не когда присутствуют всякие посредники. Потому что мы знаем, чем все закончилось, когда послы европейских стран разрешали вопрос об окончании Майдана в Киеве. Они его разрешили так, что началась война».

Ещё одно важное переговорное событие – встреча Президента Беларуси и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Достаточно недолгий разговор Александра Лукашенко и Кэтрин Эштон можно рассматривать как серьёзный сигнал в отношениях Беларуси и Евросоюза после почти 4 лет «заморозки» контактов на таком уровне наступает период «оттепели».

Кэтрин Эштон, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности: «Спасибо за инициативу по организации этой встречи, чтобы руководители стран региона могли встретиться и разрешить конфликт. Наша позиция – мы поддерживаем выбор народа Украины. Мы считаем, что для Украины важно иметь хорошие отношения как с Евросоюзом, так и с соседями».

Очевидно, что минский саммит стал лишь началом долгого процесса переговоров и преодоления барьеров недоверия. Теперь важно, чтобы диалог, каким бы сложным он ни был, продолжился.Ведь от этого зависят не просто мир и благополучие Украины и всего европейского региона. На карту поставлены жизни людей.

Как стало известно буквально на днях, заседание контактной группы пройдёт в Минске 1 сентября. Ожидается участие в нём вице-премьера самопровозглашенной Донецкой народной республики Андрея Пургина. Сообщается, что он будет отстаивать формулу «всех – на всех». Речь идёт об обмене пленными. По данным Пургина, в плену украинских силовиков находятся 300 ополченцев, ещё тысяча числятся как пропавшие без вести.

Абсолютно понятно, что любые переговоры лучше войны. Тем более что последние дни принесли новые известия о столкновениях и жертвах в зоне конфликта. При этом взаимным претензиям нет числа.

Порошенко фактически обвинил Россию в том, что она ввела войска на территорию Украины. Основанием для таких выводов послужила якобы любительская видеозапись, сделанная, как предполагают, в Луганской области. Москва подобные обвинения назвала домыслом и заявила, что никакой другой помощи, кроме гуманитарной, юго-восток Украины от России не получает. В Киеве и других украинских городах прошли акции протеста с резкой критикой руководства антитеррористической операцией, в ходе которой в окружение попала значительная часть военнослужащих. Путин обратился к ополченцам с просьбой создать коридоры, чтобы находящиеся в окружении силовики могли безопасно покинуть зону боевых действий. Стало известно, что несколько десятков военных таким гуманитарным коридором воспользовались. Тем временем в Организации Объединённых Наций признали, что вина за гибель мирного населения на Донбассе лежит на обеих сторонах конфликта. Украинский кризис был темой и субботнего европейского саммита. Его участники не исключают новых экономических санкций в отношении России: они считают, что именно Москва стоит за донецкими и луганскими ополченцами. И снова в зоне повышенного внимания будет Минск, а, точнее, результаты очередного раунда переговоров контактной группы, который назначен на 1 сентября. Новый председатель Европейского совета, а им был избран премьер-министр Польши Дональд Туск, призвал Евросоюз действовать в отношении кризиса на Украине «смело, но разумно, сохраняя здоровый рассудок». В немалой степени это будет зависеть и от усилий нового комиссара, отвечающего за европейскую дипломатию. Этот пост заняла глава итальянского МИДа социалистка Федерика Могерини. В любом случае, время покажет эффективность новых назначений для мира и взаимопонимания на европейском континенте.

Военное противостояние на Донбассе вынуждает тысячи мирных жителей покидать свои дома. По подсчётам экспертов, число беженцев из Украины уже приближается к миллиону. Большинство из них едут в Россию, но немало и тех, кто в поисках спокойной и мирной жизни стремится в Беларусь. Отныне им будет гораздо проще найти в нашей стране работу и устроить детей в школы. Накануне Александр Лукашенко подписал Указ, который упрощает процедуру назначения государственных пособий гражданам Украины, а также предоставляет временно пребывающим украинцам право на дошкольное, общее среднее и специальное образование наравне с несовершеннолетними белорусами.

 

 


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram