Удержаться на плаву...

Синоптики окончательно подтвердили факт: такого жаркого и сухого летнего периода не было за всю историю метеонаблюдений.

Синоптики окончательно подтвердили факт: такого жаркого и сухого летнего периода не было за всю историю метеонаблюдений.

К сожалению, статистика ОСВОДа оказалась весьма печальной: отчасти, конечно же, из-за жаркой погоды. С начала года в Беларуси утонули около 200 человек. 15 из них – дети. Причём среди них были и такие, кто пришёл на берег с родителями или другими родственниками. Отдельная категория – дети, пришедшие к водоёмам с приёмными родителями. Подозреваемой в ненадлежащем исполнении обязанностей стала жительница Гомеля, две девочки которой – родная и приёмная – утонули в реке Сож.

Спасатели Пинской станции совета ОСВОД на такой вызов выезжали впервые за долгие годы. Обычно погибают в воде взрослые и, как правило, пьяные. Но тут речь шла о 10-летней девочке. В тот день ровно месяц назад Алина с дедушкой как обычно пошли к водоёму. Они делали так не раз и не два: пока дедушка удил рыбу, девочка купалась. Но в этот раз она взяла с собой подружку. Кто из двоих стал тонуть первым – непонятно. Очевидцы, а вокруг были десятки взрослых, озвучивали разные версии. По одной, девочки стали тонуть вместе, по другой, Алина, увидев тонущую подругу, бросилась её спасать. Но финал у этой истории оказался трагичным. Подругу внучки дедушка успел спасти. На Алину же понадобилось гораздо больше времени – она ушла глубоко под воду.

Спасатели прибыли на место трагедии через 7-8 минут после вызова. Звонившие долго не могли объяснить, где же именно всё произошло. Ведь плавали все эти люди, и Алина в том числе, в месте, необорудованном для купания. То есть там, где спасатели не могут за ними следить и вовремя прийти на помощь. В летнее время 5-7 минут под водой – человека уже не спасти. Так было и с Алиной.

Павел Муралевич, водолаз Пинской спасательной станции совета ОСВОД: «Они достали сами из-под воды, с их слов, не прошло буквально и 2-3 минут, но опять же, это только с их слов. Потому что при наблюдении девочки, когда мы начали проводить реанимационные мероприятия, её зрачки не реагировали на свет, уже была бледность кожи, было видно, что уже не 2-3 минуты она находилась под водой, а время это было уже немножко больше».

Александр Каменев, начальник Пинской спасательной станции совета ОСВОД: «Вода ошибок не прощает. Выпил – в воду не идти, за детьми надо смотреть, не стоять в 50 метрах от него, рюмочку водки тянуть, а стоять около этого ребёнка непосредственно. В данной ситуации если бы дедушка находился непосредственно рядом, скорее всего, он успел бы вытянуть обеих девочек, просто время уходит, пока он к ним подбежит, пока он одну оттащит, вторую не успел схватить. То есть ужесточать надо штрафами, мне кажется, вплоть до лишения родительских прав. Почему? Потому что ты с ребёнком пришёл, ты за него ответственный, а самое страшное – это гибель ребенка».

Алину похоронили месяц назад. И город стал наводняться слухами. Мол, дедушку после случившегося чуть ли не выгнали из дома. Соседи семьи Алины никаких деталей трагедии не знают и говорить об этом не хотят. Двор живёт своей жизнью и полон детских голосов. Вышла к нам только Галина Павловна. Соседка по лестничной клетке, она знала Алину с самого момента рождения. Рассказала, что у девочки – образцовая семья, у неё осталась младшая сестра, а сама Алина занималась плаванием.

Галина Панина: «Она на плавание ходила, плавала хорошо, может быть, действительно в эту минуту спасала подружку. Так вот получилось – утопленник тащит. Я считаю, что дедушка тут, как и любой, только добра своей внучке желал, поэтому это просто вот такая вот случайность. Он себя и наказал, как говорится».

Галина Павловна убеждает, дедушка по-прежнему живёт с семьей. Но очень похудел. А мать Алины уже месяц не появляется в квартире, где всё напоминает о дочери. Какая трагедия – плачет пенсионерка. Трагедия, которая для большинства обывателей, как когда-то и для семьи Алины, будет просто единицей в цифрах статистики…

Галина Панина: «Сейчас 1 сентября, и ей каково. Она и боится, в окно глянет – дети, она с ними дружила. Во дворе всё опять напоминает. Вот она сейчас закрылась в себя и всё. Вот так слышишь и не задумываешься, но когда это всё видел, когда тут люди в обморок падали…»

В МЧС констатируют, пока предмет ОБЖ (основы безопасности жизни) в школах – просто факультатив, пока родители сами подают детям неправильный пример, детские смерти в воде будут. По статистике, при купании за этот год на начало августа погиб 181 человек. Из них 15 детей. Ещё 115 несовершеннолетних удалось спасти. Не только из водоёмов, но и из колодцев, коллекторов и других мест, где есть вода. Недавно МЧС снял социальный ролик о нетрезвых купающихся, и он буквально выстрелил в сети. Но зачастую эти нетрезвые купающиеся оказываются ещё и родителями. Неудивительно, что многие трагедии этого лета произошли из-за банального недосмотра отцов и матерей. Ведь чтобы притупить внимание и не уследить за ребёнком, не надо пить много. Достаточно даже бокала шампанского.

Виталий Новицкий, пресс-секретарь МЧС Беларуси: «Есть статья – оставление детей в опасности, но там речь идёт о непосредственно прямой угрозе жизни и здоровью. По нашему мнению, конечно, стоит ввести ответственность за оставление детей одних, тем более во многих странах до 12-13 лет нельзя ребёнка оставлять одного без присмотра. Однако здесь возникает много вопросов – родители находят объяснения, они порой объективны. Нужно работать, в деревне нет детского сада, то есть вопрос нужно решать комплексно, но очевидно, что цена одного мгновения может оказаться неподъёмной».

Самую страшную цену чуть не заплатила недавно семья из далёкой Якутии. Девочка, заигравшаяся со щенком, ушла в лес и не вернулась. По нелепой случайности искать 4-летнюю Карину стали не сразу. Мать подумала, что дочку забрал папа. В итоге малышка бродила по тайге больше 10 суток. И чудесным образом выжила – пила из рек, ела ягоды. В итоге найти Карину помог всё тот же щенок – он первым вышел к спасателям. Девочка, конечно, очень исхудала, но сейчас медики уже не опасаются за её жизнь. Но что было бы, не знай Карина, что можно съесть и откуда попить? И нужно ли рассказывать детям, как спасти себя в самых критических ситуациях?

Этот детский лагерь на самом деле уникальный. Не только потому, что ребята живут в палатках. А потому что здесь за 12 дней они проходят настоящую школу выживания. Четыре специфических программы на выбор родителей помогут ребёнку научиться ориентироваться и выживать в лесу, на воде, не ударяться в панику. Инструкторы – только мужчины со специальной подготовкой. Им дети доверяют больше. И если ещё пару лет назад до полной загрузки лагерю было далеко, сейчас расписываются резервные места.

Юрий Харкевич, инструктор туристско-оздоровительного палаточного лагеря «Родник»: «Большинство детей умеет плавать? Да, умеет. У нас остров, до него метров 800, километр. Можно я на остров поплыву? Ну, давай ты мне сначала проплыви 15 минут здесь рядом со мной, не касаясь дна, там воды по грудь. То есть он не может продержаться на воде просто 10-15 минут, не опираясь, а он хочет куда-то плыть километр. Это переоценка сил».

Трагедии на воде, уверен тренер, случаются ещё и потому, что у взрослых зачастую нет спасательных навыков, а у детей навыков самоспасения. Банальное умение освободиться от захвата утопающего дорогого стоит, когда счёт идёт на секунды.

Юрий Харкевич, инструктор туристско-оздоровительного палаточного лагеря «Родник»:«При стопроцентной страховке надо давать детям почувствовать глубину, опасность. В нормальных условиях проплывёт 10-15 метров, чуть что, то поменяется. Судорога, в одежде упал в воду – всё меняется. Вводил бы предмет даже в школьную программу, но не обучение основам плавания, а основам выживания на воде – это гораздо прагматичнее на данный момент».

В апреле 2014 года в Гомельском районе в техническом водоёме утонул пятилетний мальчик. Пока папа увлечённо выбирал запчасти, ребёнок убежал гулять по округе. А в округе располагались очистные сооружения предприятия «Гомель-Лада». Коллекторы уже давно не эксплуатировались, но вместо консервации их просто перекрыли деревянными балками. На одну из прогнивших и наступил ребёнок. Отец пытался спасти провалившегося в коллектор малыша, но оказалось слишком глубоко. Мальчик умер, а на должностное лицо предприятия завели уголовное дело по статье «Служебная халатность».

Кто виновен в смерти ребёнка и что это, трагическая случайность или уголовно наказуемый недосмотр в результате проверки решает Следственный комитет. Но сегодня 165 статья Уголовного кодекса предусматривает ответственность только для лиц, которые исполняют обязанности по обеспечению безопасности детей: это няни, воспитатели, приёмные родители. Такая история случилась недавно в Ветковском районе. Когда 4-летняя Даша и 6-летняя Катя утонули в реке Сож. В отношении мамы уже возбудили уголовное дело.

Александр Гракович, заместитель начальника управления Центрального аппарата Следственного комитета Беларуси: «В данном случае мать выполняла обязанности по спецпоручению, она одну девочку удочерила, на другую готовила документы. Соответственно, на берегу двух малолетних девочек она оставлять не имела права. Берег реки Сож, Сож река бурная. Понятно, отлучаясь, как она поясняла, на 10 минут, она надеялась, что трагедии не произойдёт. В таких случаях мы говорим, что это неумышленное преступление».

В случае если вину подозреваемой докажут, ей грозит до 4 лет лишения свободы. Но грозит за «ненадлежащее исполнение обязанностей». Удивительно, но будь эта мать для девочек не приёмной, а биологической – никакого наказания бы вероятно не последовало. Ведь закон исходит из того, что родитель биологический в беде своего ребёнка не оставит. Но практика и статистика ОСВОД пока, к сожалению, говорят об обратном.

Подписывайтесь на нас в Telegram