Началось восстановление усадьбы Наркевичей-Иодко

Эта шляхетская династия сыграла немалую роль в истории человечества. Деньги на возрождение архитектурного памятника XIX века собирают, как говорится, всем миром.

Эта шляхетская династия сыграла немалую роль в истории человечества. Деньги на возрождение архитектурного памятника XIX века собирают, как говорится, всем миром.

За дело национального значения взялся местный благотворительный фонд. Есть такая песня о первом парне на деревне. А этот объект ‑ главный над Неманом. Точнее, у самого истока поэтической реки. В лесах сегодня врата эпохи эклектики. Либо стиля неоготика. На портале ещё заметна старая кладка. Однако XIX век уже покрывают штукатуркой XXI. Реставраторам нужно успеть до холодов.

Владимир Самуйлов, председатель Местного благотворительного фонда им. Якуба Наркевича-Иодко: «В правой “брамке” нам хотелось бы разместить изначальную музейную экспозицию. С тем, чтобы приезжие могли ознакомиться с историей усадьбы и с личностью великого белорусского учёного. Он до Попова, Маркони и Тесло занимался передачей и детектированием электромагнитных волн на расстояние».

Бывший хозяин 9 гектаров земли, по сути, и является отцом радио. В честь Якуба Наркевича-Иодко сейчас назван целый фонд. Его организовал тоже учёный. Профессор Самуйлов преподаёт физику в одном из университетов штата Нью-Йорк, проводя рабочее лето под Уздой. Сегодня день ушёл на столярку. До того из левой пристройки вынесли метр бытовых отходов, открыв арочные своды.

Здесь был наш Наполеон Орда. И, конечно, оставил рисунок. Сейчас смотрим: в этом углу не хватает… башни. Она рухнула в 1995 году. То ли от ветхости, то ли по чьей-то прихоти, ‑ утверждают местные. Выстоял лишь фундамент.

В этих подвалах проводил свои эксперименты «электрический человек». Так о Наркевиче-Иодко писала французская пресса во второй половине XIX века. Здесь паном Якубом открыт, кроме радио, метод электрографии. Гости «Над Немана» смогут не только увидеть подлинные экспонаты, но в лабораторных условиях попробовать, как это было. Правда, после возрождения господского дома.

Оксана Смотренко, заместитель начальника управления министерства культуры Беларуси: «Любчанский замок, есть и другие фонды. Тут необходимо отметить главное. Фонд – это такая организация, структура, которая позволяет собрать и направить деньги на цели, о которых мы говорим – на реставрацию объектов историко-культурного наследия. А вот уже качество работ, безусловно, должны выполнять специалисты. То есть если это проектная документация, то она должна быть разработана органом, который имеет лицензия».

К процессу «Наднёманом» привлекли лучшие силы. Над той же концепцией исторического парка ‑ здесь сохранилось немало реликтов ‑ трудится профессор Анатолий Федорук. Он известен целым рядом монографий по усадебным пейзажам Брестчины, Минщины. К слову, именно в уголке Наркевича-Иодко была открытая первая в стране метеостанция.

Владимир Самуйлов, председатель Местного благотворительного фонда им. Якуба Наркевича-Иодко: «Да, построек очень много. Каретный сарай, затем здание оранжереи. Пока финансирование небольшое. В основном из частных источников. Но мы надеемся на финансирование из различных фондов».

Например, всемирного Global Heritage. Заявку туда готовят с Узденским райисполкомом. Не откажутся «Над-Неманом» и от помощи волонтёров. Десятки семей уже едут к живописным руинам, которые могут стать первым в стране пансионатом-лабораторией для молодых Пастеров и Наркевичей-Иодко.

Подписывайтесь на нас в Telegram