Наполеон и в XXI веке по-прежнему вокруг нас. Ведь всё, к чему он прикасался, становилось историей и обрастало легендами.
По-белорусски – «Свабоды», по-французски – Liberté. Но такое разное звучание – это сегодня. Чуть более 200 лет назад обошлись бы без словаря. И кириллицей, и латиницей на указателях значилось «Площадь Наполеона». Имя Его Величества участок в самом центре Минска обрёл 15 августа 1812 года – в 43 день рождения Бонапарта. Прямо сейчас заглянем в посольство Франции, адрес которого «Свабоды, 11». Задумались?
Это единственное посольство, где висит портрет Наполеона. Точнее, копия знаменитого полотна Поля де Лароша. На парадной лестнице посольства. Проходят по ней лишь избранные. Остальные занимают очередь за визой. И смотрят уже оригинал во дворце Фонтенбло под Парижем. Вы узнаете, что для французов сегодня Бонапарт – персонаж положительный, а Наполеон – уже отрицательный. Словно это два разных человека.
Лиз Тальбо-Барре, первый советник посольства Франции в Беларуси: «Бонапарт – это больше простой человек и красивый парень, которого женщины сильно полюбили. Это лидер революции. А Наполеон – он был жёсткий диктатор. Он запретил все свободы, которые революция дала Франции. Если французы хотят сказать «всё плохо», конечно, это “…Bérézina”».
Сейчас здесь травка зеленеет, туристы бродят… А в ноябре 1812 падал белый снег, французы отступали. И уже по легенде: упала шляпа, которую в окрестностях до сих пор называют «брыль». Ошибается тот, кто говорит о ней «треуголка» либо «двууголка». Форму головного убора разработал лично Наполеон. Для себя. Теперь – voilà, сувенир!
Дарья Чернуха, администратор клуба-усадьбы «Бивак 1812»: «Да, конечно! Переправа ж на Березине была, так тогда было достаточно холодно. Это всё ручной работы. То есть выполнено из войлока. Особенно любят варежки и шарфы».
Купив пару впрок, не спешите покидать «Бивак». Буквально это «привал войск вне населённого пункта». Правда, здесь солдаты Великой армии лишь на картинках. За годы независимой Беларуси там, где был на поле он, выросла целая индустрия под маркой «1812». И уже сотни французов едут в и под Борисов, посмотреть на следы своего первого императора.
Владислав Иванский, генеральный директор группы компаний SATIO: «Александр Великий, который много-много веков назад, тоже был не самый хороший человек. Но остался ореол его величия, да. То же самое с Наполеоном. Не осталось людей, которым лично Наполеон нанёс обиду какую-то. Это одна из причин. Вторая: Наполеон был маркетологом».
Исключительное право на бренд «Наполеон» сегодня никому не принадлежит. Это – общемировое наследие. Не говоря, конечно, об определённых товарных категориях. В Беларуси марку «Наполеон» пытались закрепить за кофе, хлебом… Однако их ждала «bérézina» – ликвидация из-за периодической неуплаты госпошлины.
Лиз Тальбо-Барре, первый советник посольства Франции в Беларуси: «Он любил коньяк, действительно. И тоже хороший пример – это мебель, где мы сидим. Это мебель стиля ампир. Наполеон модернизировал государство и общество. Он модернизировал школу и создал лицеи. А мы до сих пор идём в лицей учиться».
Из всех областей управления самая важная – народное образование, – заявлял Бонапарт. И ввёл схему – начальное-среднее-высшее – три степени получения знаний. Классическим понятием Наполеон сделал и французское право, ровно 210 лет назад. Сейчас откроем Гражданский кодекс Беларуси.
Михаил Хиль, начальник главного управления министерства юстиции Беларуси: «Нововведением “Кодекса Наполеона” было закрепление абсолютной системы собственности. В то же время и у нас это тоже прослеживается… Когда он уже был в ссылке на острове Святой Елены, он сказал следующее: “Моя действительная слава заключается не в том, что я совершил 40 великих побед, а в том, что созданный мною “Кодекс” будет жить вечно”».
«Маленький, да удаленький» – словно о Бонапарте. При росте 1 метр 57 сантиметров он смог покорить пол-Европы. И вызвать у потомков то, что в медицине нарекут «синдромом Наполеона». Как правило, это не опасно. Кто же не стремится к высоте… карьерной? Главное, не возомнить себя императором. В прямом смысле.
Татьяна Емельянцева, заместитель директора Республиканского научно-практического центра психического здоровья: «Конечно же, психиатры чаще сталкиваются с тем «синдромом Наполеона», который можно назвать «бредовой идеей величия». Это в мировой статистике 1% популяции. В Беларуси такая же статистика. Аффективные расстройства в целом встречаются чаще у женщин, эмоциональные расстройства. Расстройства шизофренического характера встречаются чаще у мужчин».
В палатах Республиканского центра психического здоровья (в простонародье «Новинки») нет сегодня Наполеонов. На передовой ныне – «Железная леди», Маргарет Тэтчер. Эти британцы даже здесь устроили французу Ватерлоо. Зато никто и никогда не отнимет у Наполеона титул «сладкого императора».
Ольга Зубко, кондитер: «Он называется mille-feuille. Это “тысяча лепестков”, традиционный десерт. На самом деле, технология секретная. И каждый кондитер готовит его, конечно, по-своему. Считается самым лучшим mille-feuille тот, который приготовлен вручную. Настоящий “Наполеон” должен быть среднесладким».
То, что в Беларуси, странах Восточной Европы и Скандинавии, США гордо величают «Наполеоном», французская кулинария поэтично именует «мильфей». Воздушное пирожное появилась в 1867 году в Париже. Тогда правил тоже Наполеон – третий по счёту, племянник Бонапарта. Весь процесс занимает около часа. Мы сэкономим время, сказав лишь: слоёв теста не тысяча, а три. Ещё пара пластов из ягод и крема патисьер. Да, не забудьте припудрить.
Он памятник воздвиг себе… И было это в 1812 году. А сегодня на месте, где как раз таки стоял Наполеонов бюст (кстати, первый в истории Минска), – пирамида Ратуши. Случайно похожая на ту, что у Лувра.
Почему же мы, белорусы, помним о Бонапарте? Он обещал и возродил Великое княжество Литовское. Пусть и временно. Хотел отменить крестное право. Да не успел. Правда, не стоит забывать масштабного мародёрства на благо наполеоновской армии. Уже общепринято: война 1812 года для нас была не «Отечественной», а «Гражданской».
Павел Тужилкин, управляющий клубом-усадьбой «Бивак 1812»: «Ехать на поле, где проходило Бородинское сражение, очень далеко, а здесь проходили не менее такие “величественные” события. Можно элементарно поднять знаменитого Льва Толстого, “Войну и мир” – об этом всё там сказано».
Уже 10 поколений ищет в этих краях клад Наполеона. Его оценивают в два бюджета современной России. Главная победа, которую одержал «маленький капрал», сам того не зная: жизнь в памяти народной.
Подписывайтесь на нас в Telegram