Санкционное меню

Политически и экономически важной темой недели стали белорусско-российские контакты по увеличению поставок наших продуктов на российский рынок.
Политически и экономически важной темой недели стали белорусско-российские контакты по увеличению поставок наших продуктов на российский рынок.

Причина общеизвестна – эмбарго Москвы на поставки продовольствия из стран, которые ввели санкции против России. В понедельник в Минске побывал глава Россельхознадзора, во вторник в Москве работала белорусская делегация.

Как воспользоваться ситуацией, чтобы не опустели наши прилавки? Насколько серьёзно нынешнее положение европейских сельхозпроизводителей, не скрывающих желание перевести поставки, в том числе и в Беларусь? Где этот баланс – продовольственного импорта и экспорта?

Ролик времён дефицитных ельцинских 90-х в России – сейчас одна из самых популярных страшилок для любителей европейских и американских деликатесов. Страна решилась на «пищевую изоляцию» от государств, которые обвиняют Кремль в украинском кризисе и ввели санкции в сфере финансов, энергетики и обороны. Ответ был ассиметричен: Россия закрыла свой продовольственный рынок: из привычного рациона уже исчезают мясо, молоко, рыба, овощи, фрукты, колбасы, сыры, консервы производства Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Пока эксперты оценивают «санкционное меню», мы решили составить своё меню для условного ресторана с условным названием «Россия». И не столько из личных предпочтений, сколько из экономических реалий добавим в рацион побольше белорусских продуктов.


Ресторан «Россия». Холодные закуски

·         Овощное ассорти «Дагестанское с адыгейским лимоном»
·        Колбасная нарезка ГОСТовская (колбасы «Московская»,   «Докторская», «Домашняя белорусская»)
·       Сырная тарелка «Дружба» (сыр «Российский», сыр «Сулугуни», «Беловежский пармезан», рокфорти «Нарочанский»)
 

Больше всего от продовольственного эмбарго пострадали те, кто находится ближе к России. Если потери далёкой Австралии оцениваются всего в 182 миллиона долларов, США – в 800 миллионов, то страны ЕС в Россию поставляли продуктов на шесть с половиной миллиардов долларов. Заметные потери понесут экономики Германии, Нидерландов, Литвы. Но самый сильный удар испытает Польша. Прямой ущерб её аграрной промышленности приближается к миллиарду евро.

ПОЛЬША

Польские фермеры, а в стране их около трёх миллионов, уже сейчас начинают бить в набат из-за вероятных убытков. Чтобы вырастить урожай, многим пришлось обращаться за кредитами в банки. Если овощи и фрукты, мясо и сыры окажутся невостребованными, рассчитывать можно будет лишь на государственные компенсации. И далеко не факт, что те покроют все расходы.

Ферма Адама Молака по местным меркам крупнее средней. 13 гектаров земли он обрабатывает вместе с сыном. Основная специализация – свинина. За свои права Молак борется уже более 30 лет, состоит в профсоюзе «Солидарность» практически с момента его создания.

Адам Молак, фермер: «Я бы поехал бастовать, но теперь уже и смысла, наверное, нет. Да и закончиться это может плохо. Для меня проценты по кредитам высокие, поэтому я работаю на старой технике. Этому трактору больше 30 лет. Как только я захочу перекрыть им дорогу, чтобы высказать требования, у меня спросят на него документы».

Все фермы в Польше небольшие и чётко специализированы. На этот раз Молак надеется, что банкротство обойдёт его семью стороной. Дело в качестве продукции.

Адам Молак, фермер: «Никакой химии, я не даю антибиотиков им. Так даже в Дании не делают. Только то, что выросло на поле и чуть-чуть витаминов. Если уже такое перестанут покупать, то я не знаю…»

Больше всего не повезло тем, кто выращивает овощи и фрукты. Яблоки, которые теперь не могут продаваться в Россию, идут на благотворительность и удобрения. Сельхозпалаты некоторых воеводств уже выдвинули правительству Дональда Туска обвинения в политике, которая противоречит интересам польских производителей. Мол, прежде чем вводить санкции против России, следовало подумать о том, что станет с поляками в случае ответных санкций.

Что ответит правительство, станет известно уже в начале следующей недели. С понедельника министр сельского хозяйства и развития села Польши Марек Савицки начнёт встречаться с фермерами одного из самых крупных районов страны – Мазовецкого воеводства.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Британское правительство в связи с эмбарго сохраняет невозмутимость – ведь Россия занимает меньше процента от сельскохозяйственного экспорта. Но то, что для страны – укус комара, для некоторых компаний – удар под дых.

Тревор Бартон, исполнительный директор Российско-Британской торговой палаты: «В Британии уже сформировались определённые продовольственные ниши, по которым российские санкции бьют очень точечно. Взять те же рыбные хозяйства. Шотландские рыболовы активно работают на российского потребителя, поставляя замороженную рыбу и копчёные рыбные продукты, которые очень популярны у россиян. И они все очень встревожены санкциями, которые к тому же будут и расширяться. И эта обстановка неизвестности очень беспокоит».

ГЕРМАНИЯ

Похожие опасения все громче звучат и в Германии.

Удо Хеммерлинг, генеральный секретарь немецкого союза фермеров: «Для Германии санкции наиболее чувствительны в области свиного мяса и молочных продуктов. Это наши основные экспортные направления. Последствия запрета проявятся через недели и месяцы. Но уже понятно, что европейский фермер поставлен в трудную ситуацию. Мы стараемся срочно переориентироваться на альтернативные рынки – на Азию, Филиппины, Японию. Но мы надеемся, что политики как можно скорее договорятся и ситуация разрешится. Ведь нам необходим российский рынок».

ИТАЛИЯ

Главная забота итальянца Стефано Нери, владельца одноименного сельхозкооператива, – поиск новых покупателей для груш и яблок, которые предназначались московским заказчикам и уже были доставлены перевозчику.

Стефано Нери, владелец сельхозкооператива «Нери» (Италия): «Я предприниматель из региона Эмилья. Этот регион на 50% живет с продажи овощей и фруктов. Моё предприятие продаёт на два миллиона евро в год. Примерно четверть продукции идёт на экспорт. В основном в Россию. Я, конечно, несу убытки. У меня стоят контейнеры, загруженные продукцией для России, и теперь я должен срочно сбывать этот товар по низкой цене в Италии. Груши и яблоки быстро портятся. Таких, как я, здесь много. Мне нужно сократить производство либо искать другой рынок, что не так просто. Это большой сюрприз, поскольку экспорт в Россию всегда шёл хорошо. Надеюсь, что ситуация изменится в лучшую сторону».


Ресторан «Россия». Супы
 
·         Гаспачо «Азербайджанский»
·         Чорба «Сербская»
·         Затирка молочная «По-белорусски»
 

«По-белорусски» – такое название может появиться для многих блюд в российских ресторанах. Ведь ингредиентов из Беларуси станет значительно больше. Например, пополнять обмелевшие молочные реки из Литвы Россия намерена, в первую очередь, за счёт поставок из нашей страны. Что характерно: забыты все лоббистские претензии к якобы ненадлежащему качеству белорусских продуктов: квоты не актуальны, сертификации заводов не обязательны. Принцип теперь другой: чем больше, тем лучше. Вот что вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал в эфире телеканала «Россия 24» об итогах переговоров с белорусским коллегой Михаилом Русым.

Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства России: «У нас появилась обоснованная потребность в дополнительных закупках продовольственных товаров в Беларуси, где, кстати, сельхозпродукция очень качественная и не вызывает никаких нареканий. Такие возможности у белорусских коллег есть и по мясу, и по молоку, и по сырам, и по картофелю. Главное, что на российский рынок поступит качественная продукция.

Есть особый случай – Калининградская область, которая ближе всего к Беларуси. Дисбаланс на калининградском рынке будет закрыт белорусскими товарами. Мы рассчитываем на наших друзей».

Из-за эмбарго на ввоз продуктов из Евросоюза и США именно Калининградский регион оказался в наиболее сложном положении, так как находится в окружении Польши и Литвы, но не имеет границы с основной частью России. Полки магазинов пустеют. Местное правительство создало оперативную рабочую группу по мониторингу ситуации. Разработан перечень продуктов, ассортимент которых в ближайшие дни может сократиться. Также сформирован заказ на альтернативные поставки продукции из других регионов и стран. Позицию №1 отдали Беларуси, которая находится ближе других и географически, и ментально – в регионе одна из самых многочисленных белорусских диаспор. Тем не менее, некоторые ещё надеются на исключение из правила. Мол, в Москве передумают и выведут область из-под действия эмбарго.

На просьбу соседа Беларусь уже откликнулась – по некоторым позициям поставки будут увеличены в полтора-два раза.

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «По объёмам я могу сказать, что примерно 147% по полугодию мы можем увеличить молочную продукцию, мясные и колбасные – от 120% до 140%. Картофель можем от 40% до увеличения в два раза. Мы сетевикам будем говорить, что мы располагаем хранилищами на 600 тысяч тонн картофеля, определим спокойно по графику помесячные поставки, чтобы завозить тот объём картофеля: мытый, немытый, в сеточках, как захотят наши потребители. Цены не должны иметь всплеска ни у нас, ни здесь Должны работать в рамках целесообразности».

В прошлом году – и в основном в Россию – Беларусь экспортировала сельхозпродукции и продуктов питания на 5 миллиардов 800 миллионов долларов. Условия этого года таковы, что можно преодолеть планку в 6 миллиардов и даже больше.

Леонид Заяц, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «С августа по декабрь можем поднять выручку только на молоке и мясе до 2 миллиардов долларов. В день переговоров мы продали полторы тысячи тонн масла».

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «Перерабатывающие предприятия получили добро загрузить столько, сколько необходимо».

Этот разговор проходил на площадях агрокомбината «Скидельский», что на Гродненщине. За день до этого здесь же состоялась во многом знаковая встреча министров сельского хозяйства Беларуси и Польши. Главная тема – создание у нас совместных предприятий по переработке овощей и фруктов. Это единственная возможность, скажем, для польских яблок – пусть в виде соков, пюре или варенья – попасть на российский рынок. И хоть какой-то ответ польским фермерам. Кстати, совместные предприятия помогают экспортёрам если не обходить российское эмбарго, то, скажем так, работать в новых условиях. Известный норвежский лосось, которому прямой путь в Россию заказан, поплывет туда через чилийское предприятие с норвежским капиталом. Ну, а для белорусских переработчиков, ориентированных на российский рынок, эти круговые вёрсты могут оказаться и вовсе лишними. Европейская рыба превращается у нас из сырья в готовый продукт, что, в принципе, нормально, и под действие эмбарго едва ли попадает.


Ресторан «Россия». Горячие блюда
 
·         Раки «Волжские» на овощной подушке «По-турецки»
·         Курица «По-слонимски» с кашей гречневой и маслом домашним
·         Отбивная «Бразильская» с полесским картофелем и пущанскими травами


 
РОССИЯ

Белорусский картофель в любом виде готовы покупать не только магазины, но и элитные рестораны Москвы. Долгое время столичные ритейлеры навязывали шеф-поварам поставки из Европы. Кто-то сейчас в спешном порядке переписывает меню, а ресторан «Белорусская хата», напротив, благодаря санкциям приблизился к аутентичности. Раньше на кухне только половина продуктов была белорусской.

Юрий Жигарь, шеф-повар ресторана «Белорусская хата»: «Ресторан белорусский – значит, и продукты должны быть белорусскими. Я думаю, что для нас это только плюс, потому что развяжутся руки у поставщиков и будут благоприятные условия, чтобы расширить белорусский ассортимент каких-то продуктов. Первое, конечно, это сыры. Мы пользуемся двумя-тремя вариантами сыров: это джюгас литовский либо итальянские сыры, которые поставляют. Говорят, что в Беларуси тоже есть неплохие сыры. Будем пробовать качество».

Что ж, наверное, за москвичей и остальных россиян можно не волноваться: голодной смертью не умрут. Но не превратится ли российский рынок в своеобразную «чёрную дыру», которая поглотит всё, что есть, и оставит самих белорусов перед пустыми прилавками? На этот вопрос в правительстве отвечают уверенно: внутренний рынок для переработчиков и аграриев – безусловный приоритет, который не зависит от внешней конъюнктуры.

Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Мы готовы наращивать экспорт в Россию. Это не скажется на внутреннем рынке. Ведь мы составили подробные балансы. Экспорт увеличится за счёт наращивания производства».

Ещё один важный вопрос: что будет через год, в ситуации, когда срок эмбарго не будет продлён, а наши молочно-товарные комплексы, молокозаводы и мясокомбинаты нарастят мощности? Во-первых, Минск и Москва договорились, что белорусские предприятия будут включены в долгосрочную программу продовольственной безопасности России. Во-вторых, создание Евразийского экономического союза подразумевает объединение рынков и создание общей стратегии развития сельского хозяйства Беларуси, России и Казахстана.

Владимир Гусаков, председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси: «Подписан договор о Евразийском союзе, который дополняет экономики трёх стран. Что-то выгодно производить в Беларуси, что-то, например, пшеница, кукуруза, – в России, а что-то в Казахстане – твёрдая пшеница. И будет обмен по балансам поставок. Это долгосрочная политика. Отката после санкций не произойдёт».

По рыночным законам, в условиях продовольственного эмбарго конкуренция ослабнет, но не исчезнет. На смену «европейцам» и «американцам» уже спешат сельскохозяйственные гиганты из Бразилии и Аргентины, намерен расширять экспорт Египет, мгновенно сориентировался Китай. Впрочем, Беларусь всё равно ближе. И не только географически. Что касается россиян, то большинство – по опросам почти 90 % – продуктовый запрет как ответ Западу поддерживают. Конечно, есть другая сторона медали, о которой нет-нет да и вспоминают. Дескать, в ответ на эмбарго Европа может сократить импорт российского газа. Но не за горами зима, и потому обсуждение этой темы можно оставить, например, для собственной кухни или ресторана. Пусть и с условным санкционным меню. Свой клиент у него всегда найдётся. Хотя обычными чаевыми здесь уже не обойдёшься. Впрочем, для платёжеспособного потребителя это не вопрос.


Ресторан «Россия»
Вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остаётся на ваше усмотрение

В том, что нам будет что предложить россиянам, сомневаться не приходится. Информация на конец недели – по многим экспортным позициям в период с августа по декабрь Беларусь сможет увеличить объёмы продовольственных поставок в Россию в полтора раза.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram