«Купляйце беларускае»: что сегодня могут предложить отечественные производители?

C начала года отечественные производители выпустили более 60 белорусских аналогов популярных мировых товаров.

C начала года отечественные производители выпустили более 60 белорусских аналогов популярных мировых товаров.

Сыр пармезан, СВЧ-печи, холодильники с системой ноу-фрост – перечень того, что раньше в стране не производили, а сейчас поставили на поток, можно продолжать. Отвечает ли предложение спросу, проверили специалисты Министерства торговли. Что сегодня предлагают производители и как работает известный призыв «Купляйце беларускае»?

Редкий покупатель приобретает товар, не глядя на производителя. От этого напрямую зависит и качество, и стоимость покупки. А разумный баланс этих двух составляющих и заставляет покупателей без раздумий раскрывать кошельки. Приятная тенденция: у заветных касс всё чаще оказываются товары отечественного производства.

Призыв покупать белорусское срабатывает примерно в 8 из 9 покупок на продовольственном рынке. Но отечественным производителям бытовой техники, посуды или, скажем, мебели традиционно приходилось буквально сражаться за каждого покупателя. И результат есть. По последним данным, больше половины покупателей непродовольственных товаров отдают предпочтение именно белорусскому.

Гонку с известными брендами выдержать непросто. Конкуренты зачастую первыми внедряют новинки, и главное ‑ грамотно их преподносят. Но там, где действительно нет разницы, встаёт вполне резонный вопрос «зачем переплачивать?».

Низкая стоимость далеко не единственный козырь в рукаве отечественных производителей. По опыту отдельных брендов, настоящий успех придёт, если качество гарантировать не на словах, а на деле.

Андрей Ладошкин, и. о. начальника бюро организации розничных продаж компании бытовой техники: «Три года полной гарантии, 5 лет гарантии на двигатели ‑ у остальных такого не увидите; срок эксплуатации ‑ 10 лет, у конкурентов всего 7. Процент отказов у нас минимальный».

Последние несколько лет Беларусь активно проводит политику импортозамещения. Это значит, чтобы максимально обезопасить экономику страны от внешних потрясений, производители всё чаще внедряют отечественные аналоги привычных товаров. Речь здесь идёт о продуктах питания, бытовой химии, фармацевтике, сложной бытовой технике ‑ в общем, обо всём, что страна может производить самостоятельно. За последние пять лет на рынок вышло около 350 новинок с пометкой «сделано в Беларуси». Но главный критерий такой политики – экономическая эффективность. Поэтому на первых порах у производителей стоит задача отвоевать собственный рынок, а затем завоевать внешние.

Нина Пашко, начальник управления потребительского рынка непродовольственных товаров министерства торговли Беларуси: «Если раньше какие-то товары были в списке, которые нецелесообразно производить, то сегодня они находят своего покупателя, как на внутреннем рынке, так и за пределами республики. Это монтажные пены, герметики, те же подгузники и энергосберегающие лампы».

Но картина не везде одинаково оптимистичная. Белорусы, к примеру, по-прежнему предпочитают одеваться во всё, кроме отечественного. Слабым местом производителей остаётся и реклама товаров. Спасти здесь может только яркая упаковка. И хоть о вкусах не спорят, без критики не обходится.

Гораздо проще лидировать на том рынке, где конкурировать, по сути, не с кем. Торговые точки за пределами крупных городов редко предлагают что-то, кроме белорусского. А там, где и до границы рукой подать, производителям приходится конкурировать не только на своём рынке. К примеру, жители Бреста давно привыкли покупать в Польше. Правда, сегодня и они признают: ситуация меняется.

Роман Сковбель: «Есть, конечно, такие виды товаров, которые дешевле в Польше, но сегодня можно приобрести ту же бытовую технику на выгодных условиях по выгодной цене и у нас в стране. Конечно, если какие-то строительные материалы дешевле в Польше, безусловно, но смысла нет ехать, потому что большими объёмами привести нельзя».

Политика импортозамещения не ставит задачи полностью заменить потребителям ввозимые извне товары. Например, чай или морепродукты отечественные предприятия производить не смогут, как не старайся. В этой нише можно перерабатывать. Но по многим товарам снять зависимость от поставок из-за рубежа вполне реально. Каждый такой проект нуждается в детальной проработке, чиновники из министерства могут только порекомендовать тот или иной продукт. А будет он востребован или нет, зависит от усилий производителя.

Подписывайтесь на нас в Telegram