Выставка интерьерных кукол Анны Чапурной-Олейник открылась в Минске

Задумайтесь: в чём смысл крылатой фразы «оседлать Пегаса»? Самый точный ответ сходу могут дать лишь настоящие творцы. Такие, как брестский художник Анна Чапурная-Олейник. Её авторские куклы признаны элитой в своём роде. Их можно увидеть в Минске, в музее Максима Богдановича. Вернисаж именно в этом доме во многом символичен.

Даже не думая, автор сделала эту (см. видео – прим. ред.) лошадь фаворитом этого Года… лошади. По кличке Мятежная она пришла первой к Гран-при Международного конкурса «Панна
Doll’я». Сегодня на пьедесталах пять кукол. Число «пять» найдёте и в названии выставки. «Квинтэссенция» от латинского quīnta essentia. Тот самый пятый элемент, способный соединить воду, землю, огонь и воздух. Всё, как по сюжету известного фильма с Милой Йовович.

Анна Чапурная-Олейник, художник: «Все мы немножко лошадки: работаем, ещё раз работаем… А рожок я добавила, чтобы в этой нашей скучной работе было немножко волшебства. Это масса папье-маше, которая является самым крепким материалом. Около 3-4 месяцев, не считая того, что ты иногда отказываешься от того, что уже сделано».

Художник уверена: в кукле, подобно человеку, всё должно быть прекрасно. Далее цитируем по Чехову: «и лицо, и одежда, и душа». То есть после общего осмотра экспонатов переходите к деталям. Оковы сброшены – это дань «вольному» коню, о котором немало написано. Вспомним, к примеру: «у бязьмерную даль вы ляціце…».

Ирина Матяс, куратор выставки «Квінтэсенцыя»: «Конь у творчасці Максіма Багдановіча ўзгадваецца ў якасці сведка падзей, і ў якасці транспарту (“конка”, да прыкладу), і як міфалагічная істота ў вобразе Пегаса. Ён распачынае нізку вершаў да зборніка “Вянок”: “звярнуў калісь Пегас на вулкі…”. Дарэчы, у паэме “Вераніка” ажывае крылаты конь».

Перечитать классику можно в музее. Причём в оригинале. На выставке к 100-летию «Вянка» сразу три экземпляра с автографом Максима-книжника. Это всё, что сохранилось. Потому на руки реликвии не выдают. Зато в новой экспозиции факсимильный томик доступен каждому. К слову, до кукол была живопись. Акриловые лошади Анны сейчас в государственных и частных коллекциях Беларуси, Польши, Германии.

Древние греки называли Пегаса «любимцем муз». Таким уже наши современники, признали и Максима Богдановича. Не случайно на фасаде горельеф поэта окружают покровительницы искусств. Да и минский дом Песняра стал своеобразным отечественным Парнасом.

Под этими (см. видео – прим. ред.) сводами выставлялся тот же Лев Гумилевский – патриарх национальной скульптуры. Кстати, у каждого мастера свой секрет. Точнее, их много. Возьмём, например, как сделать глаза лошади, словно они настоящие? Чапурная-Олейник обещает мастер-класс. Подпись к кукле гласит: «Гостья на Родине». Совсем, как Богданович. Он вернулся домой из России лишь через 20 лет после рождения. На крыльях Пегаса.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram