Беларусь готова увеличить поставки продовольствия в Россию на 15-50% до конца 2014 года

Россия и Беларусь пересмотрят балансы поставок продовольствия, которые утверждаются двумя странами с 2008 года. Договорённость об этом достигнута на переговорах в Москве.

Россия и Беларусь пересмотрят балансы поставок продовольствия, которые утверждаются двумя странами с 2008 года. Договорённость об этом достигнута на переговорах в Москве. После введения годового эмбарго на импорт некоторых видов продуктов из стран Запада Россия меняет программу продовольственной безопасности и рассчитывает в этом отношении на долгосрочную стратегию с Беларусью. Какие же новые перспективы перед отечественными производителями открывает «старый» рынок?

Российский рынок – клондайк для белорусских переработчиков сельхозпродукции. Такова была первая, возможно, эмоциональная, но предсказуемая реакция Минсельхозпрода на введение Москвой эмбарго на поставки некоторых видов зарубежного продовольствия. Сложилась ситуация, которую не прогнозировали, пожалуй, даже самые отчаянные оптимисты. За оценками последовали переговоры. Накануне в Минск прибыл глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, который отметил, что для белорусских поставщиков нет преград в увеличении экспорта в Россию.

13 августа в Москве состоялась встреча заместителя премьер-министра Беларуси Михаила Русого с российским вице-премьером Аркадием Дворковичем. Говорили о том, что необходимо России и сколько может продать Беларусь. Определились с поставками сыров, мяса, птицы и даже картофеля. На смену всевозможным ограничениям и переборчивости, похоже, пришёл принцип «поставляйте – и чем больше, тем лучше».

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «По объёмам я могу сказать, что примерно 147% по полугодию мы можем увеличить молочную продукцию, мясные и колбасные – от 120 до 140%, картофель – от 40% до увеличения в два раза. Мы “сетевикам” будем говорить, что располагаем хранилищами на 600 тысяч тонн картофеля, определим спокойно по графику помесячные поставки, чтобы завозить тот объём картофеля, который захотят наши потребители. Цены не должны подскочить ни у нас, ни в России. Необходимо работать в рамках целесообразности».

Если раньше наши производители часто жаловались на сложности доступа к полкам российских супермаркетов, то теперь «сетевики» сами идут в Беларусь в поисках новых партнёров. Первые переговоры уже состоялись в белорусском посольстве в Москве.

Сергей Кузнецов, директор Союза независимых сетей России: «Когда в обычной жизни у вас перестаёт существовать тот или иной поставщик, вы смотрите какие у вас остатки, что с ними делать, в каком они состоянии… Если есть возможность, вы товар этого поставщика просто допродаёте, одновременно определяясь с новыми возможными поставщиками и с новой продукцией, которая могла бы стоять на этом месте на полках ваших магазинов».

Объём рынка «санкционных» продуктов из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии эксперты оценивают в $9-10 миллиардов. Причём самый сильный удар испытает Польша. Прямой и немедленный ущерб её аграрной промышленности приближается к миллиарду евро. Заметные потери понесут экономики Литвы, Нидерландов и Германии. Если учесть, что европейские фермеры политически активны и не стесняются выходить на улицу для протестов, то дополнительные проблемы властям обеспечены.

В Италии в этом году хороший урожай фруктов. Впрочем, радует это далеко не всех. Стефано Нери – владельца одного из многочисленных итальянских сельхозкооперативов – больше всего волнует, что делать с грушами и яблоками, которые предназначались для московских заказчиков.

Стефано Нери, владелец сельхозкооператива «Нери» (Италия): «Я предприниматель из региона Эмилья. Этот регион на 50% живёт с продажи овощей и фруктов. Моё предприятие продаёт на €2 млн в год. Примерно четверть продукции идёт на экспорт. В основном в Россию. Я, конечно, несу убытки. У меня стоят контейнеры, загруженные продукцией для России, и теперь я должен срочно сбывать этот товар по низкой цене в Италии. Груши и яблоки быстро портятся. Таких, как я, здесь много. Мне нужно сократить производство либо искать другой рынок, что не так просто. Это большой сюрприз, поскольку экспорт в Россию всегда шёл хорошо. Надеюсь, что ситуация изменится в лучшую сторону».

Что в такой ситуации может предложить Беларусь? И если российским любителям фуа-гра мы вряд ли поможем и конкуренцию норвежскому лососю, разумеется, не составим, то заменить обмелевшую «молочную реку» из Литвы вполне реально. Белорусская «молочка» в России – это уже сложившийся бренд и наша главная продуктовая экспортная позиция. Кроме того, стол россиянина могут разнообразить мясные изделия, а также овощи и фрукты, главным образом – яблоки.

В прошлом году Беларусь поставила в Россию сельхозпродукции и продуктов питания на $5 миллиардов 800 миллионов. В этом, по оценке экспертов, можно добавить ещё от $200 до 400 миллионов.

«Лидер отрасли» – такую награду витебские молокопереработчики получили в прошлом году. Под стать званию и спрос – караван из машин не останавливается ни на минуту. Более половины продукции идёт на экспорт. И звонков от восточных соседей с каждым днём всё больше.

Раиса Волошко, первый заместитель директора предприятия «Витебское молоко»: «Звонков сейчас очень много, Россия активизировалась. Но мы не имеем права оставить местное население без молочной продукции. И даже очень удачные предложения не повлияют на наш экспорт. Мы можем перейти к 3-сменной работе, но коровы ведь этого сделать не могут».

Главный сдерживающий фактор в резком наращивании экспорта – сырьевые базы. Чтобы произвести больше, скажем, сыров или йогуртов, требуется больше молока. Но дойное стадо невозможно увеличить мгновенно.

Виктор Щетько, Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрной политике: «Понятно, чтобы иметь молоко, необходимо построить фермы, вырастить стадо и так далее. Это по свинине и птице вопрос можно быстрее решить».

И действительно: птицеводческий комплекс, производственная мощность которого в Беларуси оценивается в полтора миллиона тонн, способен и к быстрому воспроизводству, и к увеличению экспорта. Что очень важно – без ущерба для внутреннего рынка. Это безусловный приоритет. Впрочем, рассматривать ситуацию как шанс только для аграриев нельзя. Дополнительные возможности открываются, в частности, для машиностроения. Если обстоятельства вынуждают российских сельхозпроизводителей активизироваться, то возникает дополнительная потребность в технике. Появляется целый букет инвестиционных возможностей.

Для Беларуси российское эмбарго – возможность не только заработать, но и проявить свои союзнические обязательства. Надёжного заслона запрещённому в России импорту партнёры ждут от наших таможенников. Рассчитывают на белорусов и в Калининграде. Этот российский анклав в евросоюзовском окружении наиболее уязвим перед продовольственным дефицитом и более других рассчитывает на надёжные поставки. К тому же в этом регионе многочисленная белорусская диаспора, а Минск, как говорится, своих не бросает.

Подписывайтесь на нас в Telegram