Пропущенное кино. «Шесть девять»: у каждого свой Тарантино

181
Пропущенное кино. «Шесть девять»: у каждого свой Тарантино
После оглушительного успеха первых работ американского мастера Квентина Тарантино (в частности победа «Криминального чтива» на Каннском кинофестивале, премия «Оскар» фильму за сценарий и более 200 миллионов долларов кассовых сборов) в разных странах стали появляться подражатели живого классика.

Авторы смекнули, что можно снимать кино на рубеже элитарного и массового искусства, угождать как ценителям синемы, так и «попкорновому» зрителю. Однако ошибочно считать преемниками Тарантино тех режиссёров, которые пытались произвести эффект только лишь криминальным сюжетом или эстетизацией насилия. «Тарантиновское» кино опирается на кинематографический background, жонглирует уже известными сюжетами, историями, ситуациями, сплетает жанры. Поэтому настоящих последователей именитого американца далеко не море, зато встречаются они даже в таких экзотических странах как Таиланд.
 


Тайский режиссёр Пен-Ек Ратанаруанг учился и работал дизайнером в Нью-Йорке, где и ознакомился с творчеством видных деятелей киноискусства. В конце 90-ых автор из Таиланда решил попробовать себя в кино, и уже вторая полнометражная работа режиссёра «Шесть девять» заслужила внимание общественности и получила особое упоминание на кинофестивале в Берлине. И дело вовсе не в тайской экзотике, хотя картины с Востока до сих пор очень популярны на европейских фестивалях. Фильм «Шесть девять» впечатлил, пожалуй, тем, что в нём скрестились зарекомендовавшие себя приёмы Тарантино, где фильм превращался в игру, и восточная назидательная мудрость, благодаря которой картина становилась авторским высказыванием о волнующей проблеме.
 


Только что уволенная из фирмы девушка Тум находит под дверью коробку, полную денег. Оказывается, бандиты перепутали квартиру, возле которой должны были оставить деньги, а всё потому, что значок квартиры под номером шесть был плохо прибит и частенько трансформировался в девятку. «Шестёрки» от мафии возвращаются в квартиру Тум, чтобы вернуть коробку, и нападают на девушку, но та в борьбе убивает злодеев. Далее история раскручивается лихо: Тум пытается избавиться от трупов, а в поисках денег и коллег-громил идут новые бандиты. Криминальная завязка содержит все необходимые жанровые клише. Шестой номер квартиры превращается в девятый, показанный на первых минутах нож обязательно будет в крови, пистолет выстрелит, а главный бизнесмен окажется и главным преступником. Раскрывать все интриги без надобности: зрителю каждые пять минут придётся удивляться, как внезапно меняется ситуация в сюжете. Но не только закрученной историей и отсылками к классическим детективам привлекательна криминальная комедия «Шесть девять».
 


Фильм Ратанаруанга стремится быть не только игрой в создание залихватского сюжета. Режиссёр пробует над искусственной конструкцией возвысить и знаковую социальную проблему. Которая заключается в том, что «лёгкие деньги» порождают нездоровый интерес и должны быть отвергнуты. Люди не изначально с гнильцой, она в них появляется в стремлении завладеть тем, что пока не заслужено. Для Таиланда, где торговля наркотиками и проституция – национальное лихо, посыл режиссёра актуален: материальное благополучие в страну придёт тогда, когда люди начнут зарабатывать, а не «сшибать» деньги.

«Шесть девять»: производство Таиланд, 1999 год.
 
Награды: особое упоминание на Берлинском кинофестивале, приз ФИПРЕССИ международного фестиваля в Гонконге.

 
Также в рубрике «Пропущенное кино» читайте о хорроре Дрю Годдарда «Хижина в лесу».