Корректировка уголовного законодательства в Беларуси не должна создавать условия для ухода от ответственности

Об этом заявил Президент Александр Лукашенко на совещании, где обсуждались существенные изменения в уголовном и административном законодательстве.

Об этом заявил Президент на совещании, где обсуждались существенные изменения в уголовном законодательстве.

Беларусь, как и большинство стран, в последнее время идёт по пути либерализации уголовного законодательства. С одной стороны, проявляет лояльность к преступлениям, не представляющим общественной опасности. С другой, наоборот ужесточает ответственность, например, за вождение в нетрезвом виде, вплоть до конфискации автомобиля.

Корректировка уголовного законодательства. В такой формулировке тема совещания у Президента впервые прозвучала год назад – ввести в практику досудебное соглашение о сотрудничестве и уголовно-правовую компенсацию. Александр Лукашенко идею поддержал, разработчиков призвал взвесить все «за» и «против», а депутатов оформить инициативы в законопроект.

Генпрокурор поддерживает курс лояльности в отношении так называемых неопасных преступников. Например, тех, кто пошёл на экономические правонарушения в интересах службы, а не личного обогащения. Если это произошло впервые и обвиняемый готов добровольно выплатить ущерб, то вместо заключения под стражу наказание рублём с него будет достаточно, – считают в прокуратуре.

Большие надежды генпрокурор возлагает на институт досудебного соглашения о сотрудничестве, который действует во многих странах мира и уже доказал свою эффективность. В России, где эта мера действует пять лет, за последний год раскрыто вдвое больше особо тяжких преступлений. Соглашение заключается между обвиняемым и прокурором. Один обязуется полностью признаться в содеянном и активно помогать следствию, другой в письменном виде гарантирует смягчение срока.

Главным козырем в «сделке с правосудием» председатель Следственного комитета видит экономию времени. Чистосердечное признание, сдача всех паролей, явок и имён подельников ускорит раскрытие преступлений, в том числе особо тяжких. Уместен ли в этом случае торг? Взаимовыгодное ли это сотрудничество? Президент пока задаётся вопросом. Ведь добиться показаний от обвиняемого и есть непосредственная работа следователя.

В течение года законопроект обсуждали парламентарии вместе с учёными, представителями вузов, бизнесменами и избирателями в округах. По данным социологов, большинство белорусов поправки в уголовный кодекс поддерживают. Это мнение разделяет депутат, высококвалифицированный юрист с 30-летней судебной практикой и один из разработчиков законопроекта Людмила Михалькова.

Людмила Михалькова, председатель постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Бояться договора нечего. Мы пожертвуем двумя годами для осуждённого, зато раскроем больше преступлений».

Как показывает практика, 25% ходатайств на досудебное соглашение прокурор отклоняет. Подписывает лишь в тех случаях, когда исчерпаны все другие законные возможности вывести преступника на чистую воду.

Председатель Верховного суда считает введение в стране института досудебного соглашения мерой на перспективу. А чтобы соглашение соблюдалось обеими сторонами, его выполнение будут контролировать на протяжении всего следственного периода, вплоть до вступления судебного приговора в силу.

Чтобы не допустить коррупционных проявлений, Александр Лукашенко предложил разделить персональную ответственность между всеми участниками процесса – министерством внутренних дел, следствием, КГБ и прокуратурой. Но пока законопроект Президент отправил на доработку и поручил в новой версии представить сравнительную таблицу, что изменится в судебной системе с принятием поправок и какие от этих изменений могут быть последствия.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram