Вот так громко белорусский машиностроительный гигант подходит к своему 70-летию. На заводе представили новые машины – на газе. И если в Европе прелести сжиженного метана уже оценили, то в Беларуси и России к этому стандарту пришли только на бумаге. На дорогах же всё по-старому. Но это пока, – уверены разработчики новых МАЗов.
Этот (см. видео – прим. ред.) предсерийный автомобиль – пожалуй, самое свежее, что есть на МАЗе. Он ещё не сертифицирован. Ему предстоит пройти испытание двумя полигонами – белорусским и российским. Но его одиноко, скромно стоящего, называют родоначальником новой эпохи МАЗа. Эпохи газовых автомобилей.
Этот пилотный проект призван положить конец спору между транспортниками и газовиками: мол, чему быть раньше – новым автомобилям или новым заправкам? Пока в Беларуси одни пеняли на других, в Европе удостоверились: газ и экологичнее, и дешевле.
Павел Шабанов, главный конструктор по грузовой технике Минского автомобильного завода: «В России уже существует программа о газификации пассажирского и коммунального транспорта. Схожая программа есть и в Беларуси. К 2020 году 30% техники как пассажирской, так и коммунальной, должно быть на газовом топливе».
То есть будущее техники на сниженном метане – это как минимум два рынка. И если грузовой автомобиль на продажу выставят ближе к концу года, то автобусы с газовой начинкой уже начинают завозить в Россию. Рейс-испытание составил маршрут от Австрии до Урала. Результаты: газа израсходовано в два раза меньше, чем дизельного топлива. Ценник на саму технику, конечно, возрастёт, но на МАЗе обещают, что в пределах 15%, а значит, окупится она с лихвой.
Юрий Сырокваш, главный конструктор по пассажирской технике Минского автомобильного завода: «Существует какое-то предубеждение, опаска, что газ, высокое давление, взрывоопасно, пожароопасно, хотя здесь всё предусмотрено, чтобы максимально обезопасить и пассажиров, и водителя, но, тем не менее, стереотипы существуют, их надо преодолевать».
Сама газовая система от норвежского производителя. Специалисты уверяют: самая современная. Городские власти пока в раздумьях: когда и сколько брать. Но 30-40 автобусов на улицах Минска должны появиться – и возможно, до конца года. Были бы деньги и были бы готовы парки. Заправки, к слову, есть. Четыре минских плюс 16 по стране. Не европейский стандарт, конечно, но уже что-то.
Именно газовое направление на МАЗе называют прорывным. Говорят, искать варианты подстегнула общая ситуация на рынке, когда платёжеспособных заказчиков всё меньше, а складских запасов больше. К примеру, если за прошлый год в Украину поставили 1,5 тысячи МАЗов, то в этом – 70 единиц. Но самый масштабный, российский рынок сохранён. И в первом полугодии 2014 присутствие МАЗа на нём удалось усилить.
Сергей Захаревич, и. о. коммерческого директора Минского автомобильного завода: «Ёмкость российского рынка по результатам первого полугодия снизилась в некоторых сегментах от 20 до 30%. Мы по результатам первого полугодия показали рост продаж на российском рынке 10-14%. Поставили на российский рынок около 6 тысяч единиц и планируем по итогам года выйти на цифру около 13 тысяч – такой она была в прошлом году».
Всё больше МАЗов колесит и по всему миру. Присутствие на дальних рынках за два года увеличилось с 5 до 15%. Неспешно, но белорусские грузовики пробираются глубже в Африку: открыты продажи в Алжир, Мали, Буркина-Фасо... Так завод подходит к своему 70-летию. Здесь говорят, что держать марку сложно, но можно.
Сегодня МАЗ – это бренд мирового уровня. Тягачи, бортовые автомобили, шасси под спецоборудование – всего больше 500 моделей, которые поставляют в более чем 50 стран. А сборочные производства есть в 11 государствах: от Литвы и Казахстана до Венесуэлы и Египта.
Подписывайтесь на нас в Telegram