С 28 июля вступили в силу так называемые водительские поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Как же будут теперь наказывать за неправильные парковки и превышения скорости?
Стоит ли отныне переадресовывать пресловутые «письма счастья»? И главное, поможет ли всё это снизить количество дорожно-транспортных происшествий?
247 километров в час. И это пока абсолютный рекорд за время работы Центра фиксации правонарушений. Хотя большинство водителей превышает скорость ненамного: 15-20 километров. За полтора часа нашего дежурства радар сфотографировал 70 нарушителей. Их всех ждёт денежный штраф, хотя некоторые хотят договориться прямо на месте.
Александр, водитель-контролёр Центра фиксации правонарушений: «Он приезжает, говорит – вот 100 долларов, удалили фотографию из базы. Я говорю, какой смысл? Заплати 150 тысяч и катайся дальше».
Договориться на месте не получится. Каждое нарушение система, а здесь используют немецкие, французские и российские технологии, фиксирует в отдельную ячейку. Если хоть одна исчезнет – контролёр рискует остаться без работы.
И всё-таки у лихачей есть шанс, пусть и небольшой, превысить скорость без последствий. Например, вот на этом участке дороги Минск – Нарочь ограничение в скорости 90 километров в час. Но даже если ваша скорость будет, скажем, 97 километров, радар вас пропустит, а вот если стрелка спидометра укажет на 102 километра – ждите «письмо счастья».
12 километров – это не подарок водителю, а допустимая погрешность прибора. Так называемые «письма счастья», а, на самом деле, почтовое извещение с фотофиксацией превышения скорости в Беларуси начали рассылать два года назад. По всей стране «птичка вылетает» из двухсот радаров. Десять процентов из них – мобильные.
Станислав Соловей, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси: «Мы видим, что с установкой радаров в местах концентрации ДТП, дорожная безопасность увеличивается. Целесообразность налицо».
Статистика подтверждает расчёты. За 6 месяцев этого года в стране зарегистрировано на 200 аварий меньше, чем год назад. Ещё один весомый аргумент – в этом году стало меньше и погибших – на 30 человек. А это полноценный школьный класс. Принцип «меньше скорость – дольше жизнь» налицо.
С 28 июля дорожное законодательство Беларуси изменилось. А именно: за не пройденный вовремя техосмотр теперь не отделаешься предупреждением – обязательный штраф до 3 базовых величин. Абсолютное новшество – если водитель не остановился по требованию инспекторов, и милиции пришлось броситься в погоню – ждите штрафа до Br3 млн. А может, и лишения прав на 2 года. Узаконено теперь и правило «пяти минут» при неправильной стоянке. На практике это будет выглядеть так – едет автомобиль вдоль вереницы припаркованных машин и фотографирует их номера. Через пять минут – контрольный проезд опять же с фотофиксацией. Если машины остались на том месте – оформляется нарушение. Пока приборы находятся на сертификации, но уже осенью за неправильную парковку возьмутся основательно.
И наконец, новшество в законе, которое получило наибольший резонанс среди водителей – скоростная фиксация радарами. Раньше владельца или водителя, который «налихачил» повторно в течение года, могли лишить прав в двух случаях: при непосредственной встрече с инспектором ГАИ и на основании фиксации камерой. Поэтому многие водители, имеющие одно нарушение, при получение второго спешно искали подставное лицо, которое якобы находилось за рулём. Теперь же отлучить от руля может только инспектор. А «скоростные фотографии» отныне будут только платными. Установлен и подробный прейскурант на лишние километры в час. Если скорость превышена от 10 до 20 километров – штраф составит половину базовой величины. От 20 до 30 – две базовых. От 30 до 40 – уже 4 базовых, а если радар показал превышение более 40 километров– то все 6 базовых величин.
Александр Боташов, водитель: «Хорошо сделано, уже не будет лишения прав. Заплатил и поехал дальше».
Андрей, водитель: «Нормально, лучше я заплачу штраф и поеду».
Что ж, на первый взгляд, всё довольно просто – действительно, нарушил, согласен, заплатил и поехал. Интересный нюанс – когда мы опрашивали водителей, то такое нововведение по душе оказалось молодёжи. А вот люди, у которых водительский стаж измеряется десятилетиями, а цифры на тахометре – сотнями тысяч километров, убеждены: страх перед лишением прав – всё же лучше, чем штраф.
Владимир, водитель-дальнобойщик: «Нарушителей будет много. Сделали не лучше и не хуже. Как «летали», так и будут «летать».
И ведь действительно, у многих появится искушение давить на педаль газа постоянно и без оглядки на вспышку радара. Камера-то прав не лишит. А превышение на 20 километров сегодня стоит Br75 тысяч – всего-то 5,5 евро. Для многих – это совсем незначительная сумма. Штрафы в европейских странах при превышении скорости на 20 км/ч: Норвегия – 390 евро, Испания – 300 евро, Венгрия – 245 евро, Испания – 140 евро, Швеция – 130 евро. Зато в Европе – совсем другие суммы, даже не двузначные, счёт идёт на сотни! Но не только штрафом единым – за прыть в Европе лишают прав. И неважно, кто зафиксировал нарушение – камера или инспектор.
Кстати, во Франции водителя-иностранца при превышении скорости на 40 километров, кроме штрафа лишают прав прямо на месте. Нет другого водителя – оплати буксировку. А права получишь только при выезде из страны. Размер штрафов в Германии определяют индивидуально. Суд учитывает степень вины, последствия и, что немаловажно, доход подсудимого. Но вовсе не скорость, а неправильная парковка на немецкой земле – самый частый грех, хотя наказывается по европейским меркам мягко. 30-35 евро – это скорее удар по совести, нежели по кошельку бюргера. Но если вы закрыли проезд пожарной машине или остановились на местах для инвалидов…
Райнер Вендт, председатель Профсоюза немецкой полиции (DPolG): «Припарковавшись на местах для инвалидов, вы должны не только рассчитывать на штраф в 50 евро, но и на то, что машину эвакуируют. Это нарушение порядка, на которое полиция не закроет глаза».
Штрафы за парковку в неположенном месте, кстати, ужесточают каждые два года. Двести миллионов евро поступает в бюджет по этому пункту ежегодно. И полиция считает парковочные штрафы ещё слишком мягкими. С нарушителями не церемонятся, им никто не представляется. Номер авто заносят в спецприбор и – жди письма. Берлинец Клаус получает их нередко. В городе пристроить машину без нарушения сродни скромному выигрышу в лотерею.
Клаус Бреннер, житель Берлина: «Вот только что пришёл штраф по почте. О, смотрите, это уже напоминание на 50евро, сейчас посмотрю, где я неправильно запарковался».
Но штраф можно и не платить сразу. Письмо терпеливо повторят три раза, увеличив пропорционально сумму. Затем штрафника навестит наряд полиции, придётся выбирать, заплатить или остаться без регистрационных знаков. Но в отличие от Беларуси в Германии на фотофиксацию неправильной парковки пока не пошли.
Райнер Вендт, председатель Профсоюза немецкой полиции (DPolG): «Это невозможно сделать в Германии из-за закона о защите личной информации. Неизвестно, кто ещё попадёт в объектив. Это технически возможно, но слишком дорого и незаконно. Поэтому мы рассчитываем на наших полицейских».
Кроме полиции, улицы регулярно прочёсывают специальные городские службы. Ещё есть и сознательные граждане, считающее своим долгом сообщить о неправильной парковке. Сознательность или надоевший сосед – поди, разберись! Кстати, расценки на эвакуацию в отличие от штрафов кусаются – 250-300 евро. Поэтому немецкие водители всё же стараются соблюдать порядок и парковаться там, где это разрешено и положено.
В Великобритании, которая считается родиной автомобиля, штрафы тоже драконовские. Неправильная парковка, например, обойдётся в 65 фунтов. Лихачество в городе стоит до тысячи фунтов, на автомагистрали – до двух с половиной. Тысяч. Но и это не предел – если дело дойдёт до суда, можно попрощаться с пятью тысячами.
Мелани, житель г. Лондон: «У нас надо очень постараться, чтобы не нарваться на штраф! Особенно когда паркуешься, ведь мест не хватает. И если тебя поймают не там, где надо, заплатишь 65 фунтов минимум!»
Джек, житель г. Лондон: «Всё бы ничего, но мне кажется, они слишком много денег вкладывают в систему камер слежения на дорогах».
В Британии действительно очень развита система электронного слежения на дорогах. Радары стоят буквально везде, и те самые «письма счастья», как и в Беларуси, приходят по почте. Медлить с оплатой не рекомендуется – штраф увеличивается вдвое. В целом, англичане – дисциплинированные водители и аварии на дорогах редкость, хотя и на туманном Альбионе причинами ДТП иногда становится вовсе не туман.
Для того чтобы оценить, что повлекут за собой принятые изменения в белорусских законах, конечно, нужно время. Подробный и тщательный анализ сможет дать ответ на вопрос – станут ли белорусские дороги ещё безопаснее, а водители ещё дисциплинированнее. Эксперты сходятся во мнении: в достижении цели все средства хороши – и сотрудники ГАИ, и камеры.
Сергей Овчинников, руководитель высшей школы водительского мастерства Белорусского государственного университета физической культуры: «Если стоят камеры и фиксируют нарушение ПДД, пусть его даже не наказывают, пусть его хотя бы пригласят в ГАИ. Но пока он придёт, посидит в очереди. Пусть ему даже вынесут устное предупреждение, не взяв денег – он не будет нарушать».
И ведь действительно – в этом есть резон. Бездумно тратить деньги и время могут позволить себе только очень расточительные люди. Сейчас из Центра фиксации правонарушений ежедневно отправляют несколько тысяч писем в день. Каждая новая камера на дороге увеличивает их число. Но лишь на несколько дней – белорусы, в своём большинстве, всё-таки дисциплинированы. В прошлом году камеры, по информации МВД, позволили добиться снижения нарушений скоростного режима сразу на 25%, а это автоматически снизило количество погибших и раненых. А предупреждающие о работе камер знаки – хорошая превентивная мера. Которая со временем, уверены специалисты, приведет к тому, что езда по принципу «тише едешь – никому не должен» будет у белорусских водителей в крови.
Подписывайтесь на нас в Telegram