Не выезжая за пределы Минской кольцевой, посетители Национального художественного могут побывать «во граде Слуцке». Надпись сопровождает один из восьми кунтушовых поясов. Это экспонаты новой выставки накануне 75-летия музея, под сводами которого сегодня впервые представили проект из частной коллекции тканей. Владелец, правда, пожелал остаться в тени шедевров.
Принцип «просите больше – получите сколько надо» в этом случае сработал. Только наоборот. Договор был на семь поясов. И этот – восьмой – стал неожиданностью даже для кураторов проекта. В последний момент хозяин аксессуаров решил: мол, рядом с «а-ля» слуцкими явно не хватает сотканного непосредственно «во граде…».
Длина – до 4 метров, ширина – до 40 сантиметров. И до 200 граммов золота на одно такое изделие. Это (см. видео – прим. ред.) классический слуцкий вариант пояса, который носили те, кто сегодня отражается в стёклах витрин.
До 1818 – такую датировку сейчас предлагает владелец реликвии. Атрибуцию повторяют и экспликации к выставке. Пока. Нужна дополнительная экспертиза. Ведь учёные относят латинскую метку «VOGRADE| SLUCKE» к периоду между 1818 и 1846 годами. То есть к последним образцам «золотой» серии.
Елена Карпенко, куратор выставки «Золототканый шёлк, бесценный по работе…»: «Уже разделили на группы эти сигнатуры. Каждая из групп датирована. Но тем не менее иногда ещё возникают сомнения в этом плане. Например, загадочная сигнатура «FS» (латинкой подписано) очень долго безоговорочно относилась к Слуцкой мануфактуре. Когда появился хороший технико-технологический анализ, всё-таки пришли к выводу, что «FS» – это, скорее всего, Лионская мануфактура. Примерно так в 95 процентах случаев».
Также, как и на зале, названном условно «Радзивилловским». Вот (см. видео – прим. ред.) портрет князя по прозвищу «Рыбонька» – основателя производства, которому со второй половины XVIII века подражали и в Польше, и во Франции. Оттуда, кстати, на шёлковой основе метка «Słuck». Выходит, «повторять» первыми начали совсем не китайцы. Здесь сразу три пояса Лионские. А этот (см. видео – прим. ред.) – с восточным орнаментом – возможно, краковский, заката XIX столетия.
Илона Карлионова, художник-реставратор: «Уток просто перетирает основу. Из-за этого нить очень ослаблена. И получается, что во многих местах начинает она разрываться. То есть если это повесить на манекен, то мы можем просто вещь потерять. Здесь есть места, где цвет ткани родной, а есть, где очень сильно окислившийся».
В любом случае это сравнимо с чудом. До сих пор в госколлекциях нет ни кунтуша, ни жупана – неотъемлемых вместе с поясом элементов костюма нашей шляхты. Увидеть «Золототканый шёлк, бесценный по работе…» можно до конца октября. Впрочем, в кулуарах не исключают возможность покупки для музея части, либо всей коллекции неизвестного минчанина.
Подписывайтесь на нас в Telegram