Терминалы для безнала

На этой неделе увидело свет постановление правительства и Национального банка, направленное на увеличение доли безналичных расчётов.

Отныне платёжные терминалы обязательны не только в магазинах, крупных торговых центрах, но и в киосках, и даже такси. Инициатива, вроде как и полезная: забыл, например, клиент дома кошелёк – расплатился с помощью пластиковой карточки. Чего, спрашивается, проще. А вот, оказывается, не всё здесь гладко.

Правительство и Нацбанк засучили рукава и всерьёз взялись за внедрение безнала в стране. Доля безналичных расчётов в Беларуси – около 20%, и этот показатель пока далёк от заветных 50%. Целевая аудитория – объекты торговли и сервиса. Практически им всем придётся обзавестись платёжными терминалами.

И без того обширный список предприятий, которые должны обзавестись терминалами, пополнился новичками – санаториями, гостиницами, оздоровительными центрами. Много «мелочи». В перечне – павильоны, киоски, СТО и даже такси. Точка отсчёта – 22 июля 2014 года. Любой новый объект, который стартует после этой даты, должен обзавестись терминалом ещё до открытия. Ветераны рынка обязаны пересчитать свою выручку за 2013 год и перевести её в базовые величины. Если она превышает пороговый показатель, то предпринимателю стоит озаботиться установкой терминала до 1 января 2015 года. Для всех остальных прописаны более поздние сроки. Безнал будет шагать от столицы к деревне. После 1 июля 2015 возможность платить картой должны предоставить практически все объекты в Минске и областных центрах. Независимо от даты основания и финансовых показателей. Через полгода – с 1 января 2016 года – кампанию по переходу на безнал должны поддержать районные центры. А с 1 июля 2017 года карты к оплате обязаны приниматься везде.

Сергей Дубков, заместитель председателя правления Нацбанка Беларуси: «Рост безналичных розничных платежей имеет прямую взаимосвязь с ростом ВВП. На организацию наличного денежного обращения страна тратит около 2% ВВП. Сокращение наличного обращения несёт конкретную экономику в страну».

Для страны – экономия, для клиентов – удобство, для банков – прибыль. А вот многих предпринимателей нововведение не радует. Кого-то факт перехода на безнал печалит по сомнительному поводу. Это крест на серых схемах. А для мелкого бизнеса – новые существенные траты.

Стоимость одного терминала на белорусском рынке – от Br5 млн до 10,5 млн. Устройство можно взять в аренду. Ставки – от Br300 тысяч до Br500 тысяч в месяц. И в первом, и во втором случае банку надо платить комиссию – 1-3% суммы каждой операции по карте. Для крупных магазинов это копейки, но для владельца небольшого бизнеса – ощутимые расходы. Правда, недавно на рынке появилось более дешёвое решение – так называемые m-pos терминалы. Их можно приспособить даже к мобильному телефону или планшету. Такое устройство банки готовы предоставить за счёт собственных средств, правда, комиссия за это удовольствие – 3,5% от операции по карте. Предприниматели сетуют на скромный выбор дешёвых устройств и предлагают свои решения.

Владимир Карягин, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства: «Очень мало выбора, причём всё это для индивидуального пользования. Мы всегда интересуемся в Польше, в Литве, какими терминалами пользуются предприниматели. Есть системы на 10 или 100 пользователей, то есть коллективного пользования, которые устанавливаются в торговых центрах. То есть предприниматели могут сброситься и разнести расходы на несколько человек. Тогда такие затраты быстрее окупятся. У нас пока такого подхода нет».

Пару слов о сроках. Не стоит затягивать с установкой терминала. Процесс курирует Министерство по налогам и сборам. А это ведомство шутить не любит. Если компания или предприниматель проворонил свой срок, то можно заработать штраф.

Недавно Нацбанк рекомендовал банкам решать вопрос с установкой терминала за один месяц с момента обращения клиента. Но в нескольких учреждениях предупредили, что процесс может растянуться на полтора-два месяца. Виноватым может быть и клиент. Например, он затянул с подписанием договора на обслуживание. Только после этой процедуры в течение 10 дней Банковский процессинговый центр должен подключать устройство.

Александр Коваленко, начальник управления развития Банковского процессингового центра: «Хотел бы, чтобы организации торговли и сервиса своевременно прорабатывали вопрос по организации безналичных платежей в своих объектах торговли и сервиса, не доводили до критической отметки, когда им уже надо открыть магазин, а у них нет терминала».

Но и банкам, всё же, стоит проверить бизнес-процессы перед наплывом клиентов. Оставляет желать лучшего презентация услуг на сайтах. Малоинформативно. Мало данных о тарифах, условиях, инструкции о последовательности действий. Да и самих игроков на этом рынке и поставщиков терминалов немного. 70% рынка принадлежит Банковскому процессинговому центру. А ведь ничто так не улучшает сервис и не снижает цену, как конкуренция.

Итак, первая критическая дата – 1 января 2015 года. Весьма в тему поговорка – готовь сани летом. И её стоит взять на вооружение и банкам, и поставщикам оборудования, и самим объектам торговли и сервиса, чтобы прогрессивная кампания по безналу не захлебнулась в море бюрократии и безалаберности.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram