17 июля, только 70 лет назад, в столице СССР прошёл «Марш пленных немцев». Около 57 тысяч солдат и офицеров Вермахта – в основном захваченных в ходе операции «Багратион» – провели от московского ипподрома вдоль Садового кольца.
Честь имели!

17 июля, только 70 лет назад, в столице СССР прошёл «Марш пленных немцев». Около 57 тысяч солдат и офицеров Вермахта – в основном захваченных в ходе операции «Багратион» – провели от московского ипподрома вдоль Садового кольца.

Однако мало кто сегодня помнит, что этому событию предшествовал торжественный смотр в столице Советской Белоруссии. Участниками того легендарного парада освободителей 16 июля 44 года стали, конечно же, белорусские партизаны.

«Парад, смірна! Раўненне на права!» «Да, да! Именно так всё и начиналось», – вспоминают участники. А что же кинохроника? На ней показывает, но не говорит Минск. Не верите?! Слушаем оригинал записи от 16 июля 1944 года.

Обратите внимание: выправка у Ермака, словно и не было тех 70 лет после парада. Лишь суставы подводят сегодня. Через год партизану-ветерану – 90! Это, к слову, первое телеинтервью. Просто человек Василий Сазонович очень земной! Из крестьян. Но когда исполнилось 16, пришлось косу сменить на пулемёт. Свою «малую войну» наш герой вёл в районе Любани – это самый юг Минщины. Дальше – мозырское Полесье.

Василий Ермак, участник Партизанского парада 1944 г.: «Вот так вот (прим. ред. – выше колен) вода, болото – и шли туда, где немцы не ждали. Потому что, если по сухому, то могли засады делать. Тогда же, знаете, телефонов не было. Только кони. На коне можно было поехать из отряда в отряд. И большие расстояния приходилось покрывать. В Минск тоже на конях приехали! Сразу справки нам всем дали на право ношения оружия по городу Минску. Так что ещё не выпускали из рук хлопцы».

Даже спустя семь десятилетий неясно: когда же всё-таки задумали провести парад «лесной армии» в Минске? До или после освобождения столицы. Не менее сложным остаётся и вопрос: почему партизаны остались в стороне во время штурма города? Среди возможных вариантов найдёте: мол, позиция Кремля была такова – взять центр союзной республики официально должна Красная армия, а не «народные мстители».

Алексей Литвин, доктор исторических наук: «Цэлы шэраг гарадоў Беларусі быў вызвалены партызанамі, але не аб адным з іх не сказала сводка “Совинформбюро”. Калі б, скажам, той жа Капыль ці Узду, загадам Сталіна, залпам хоць 10 гармат адзначылі, што гэта вызвалілі партызаны, зусім другое гучанне было б».

3 июля 1944 года залпами 324 орудий Москва салютовала Минску. Точнее, бойцам 1 и 3 Белорусских фронтов. Армия без промедления двинулась на Запад. Два дня спустя в город радиограммами призвали партизан. На случай, если противник пойдёт ва-банк. Итак: к 16 июля в столице собралось 30 бригад. Это ни много ни мало 30 тысяч человек, вооружённых грозным самодельным оружием.

Казалось бы, обычная противотанковая 4- миллиметровая пушка. Однако присмотритесь: стоит она на колёсах… от телеги. Участницу парада 1944 года, сразу после него, прикатили сюда – в первый в мире Музей истории Великой Отечественной войны.

Наталья Филиппович, научный сотрудник Музея истории Великой Отечественной войны: «Символично то, что зачислены в штат нашего музея научными сотрудниками бывшие партизаны, тоже 16 июля 1944 года. Даже 80-90%, что эта картинка совпадёт. Почему? Потому что, во-первых, Евгений Зайцев – народный художник Беларуси – он был не участником парада, но он был свидетелем».

За живописный «Парад» автор получил 55 тысяч рублей. Хорошие деньги для послевоенного голодного 1947 года. Интересно другое. Попробуйте отыскать на холсте «лики вождей»!

Ленин, Сталин – их просто нет среди кумачовых знамён. Выходит, для Зайцева настоящими героями были как раз таки партизаны. Что же писали о событии центральные газеты? Возьмём «Звязду» за вторник, 18 июля 1944 года. На первой полосе: «Мітынг працоўных Мінска» (было такое 16 июля). И уже на второй: «Сіла народная». Ниже, в скобках: «Запіскі з партызанскага парада».

Перед трибуной – чкаловцы, суворовцы, фрунзенцы, гастеловцы (по названиям отрядов и бригад)… И ни строчки о том, как в тот день по улице козла водили. Грудь Малыша – это кличка – шутки ради увесили немецкими орденами. Движение на бывшем ипподроме началось в 13 часов и закончилось в 16. Однако плёнка куда короче.

Татьяна Рахманько, заведующая отделом архива кинофонофотодокументов (г. Дзержинск): «Хроника состоит из одной части. Это 212 миллиметров. Общей продолжительностью около 8 минут. Снимали парад наши белорусские операторы: Владимир Цеслюк, Иосиф Вейнерович. Эти кадры у нас хранятся под грифом ОЦ – особо ценный кинодокумент».

То, что сегодня имеем, получили из Москвы только в 1962 году. Говорят, где-то в России может быть полная, трёхчасовая версия марша «лесной армии». К слову, 16 июля 1944 года сотни «народных мстителей» удостоились медали «Партизану Отечественной войны».

Алексей Литвин, доктор исторических наук: «Што такое партызаны ў Беларусі к таму часу? Гэта 150 брыгад, гэта 143 тысячы чалавек. Гэта вялізная сіла. Канешне, гэта была палітычная дэманстрацыя. І ў сваіх выступленнях і Панамарэнка, і Бельскі, камандзір Мінскага злучэння, і сакратар Казлоў падкрэслівалі гэта. “Праўда” аб гэтым сказала».

Кстати, а был ли Минский парад партизан единственным в СССР? Действительно, так долго считали. «Самый массовый» – сегодня бесспорно. Однако первый – исторически – состоялся в Могилёве. Ещё 9 июля. 23-го свыше пяти тысяч солдат собрались над Западной Двиной. Чтобы, сами того не зная, уйти в вечность.

Аркадий Подлипский, краевед, автор книги «Партизанский парад в Витебске»: «Все те бригады, которые действовали во время войны в районе Витебска, их всех собрали, причём даже полочан пригласили. Он просто потерялся и даже непонятно почему, и кадры сохранились…»

На карте северной столицы Беларуси о том первом послевоенном празднике сейчас мало что напоминает. Лишь двухэтажный дом. Это он на по-настоящему уникальных фотографиях Витебска лета 1944-го. До сих пор малоизученными остаются также смотры в Пинске, Бресте.

Василий Ермак, участник Партизанского парада 1944 г.: «Народу было! Партизаны построились буквой с, трибуна так… Я шёл с пулемётом первый. По росту первый. Правосторонний первый. Рост 1.85 был. Может, сейчас стоптался немного. У меня командир отряда был красивый: борода была, усы такие… Пущин Казимир Францевич. Мост взорвал Птиченский – не дали Героя Советского Союза, обида».

70 лет спустя на левом берегу Свислочи лишь скромный камень, свидетель «здесь был парад». В 2004 году для монумента «Беларусь партизанская» определили Партизанский проспект столицы. Оттуда, с Востока, как впрочем, и с юга, и с севера в «сердце Родины» шли те, кто никогда не склонял головы. Шли уже не в бой, а на «Виват, победителям!».

Подписывайтесь на нас в Telegram