Что такое гляк и спарыш? И в чём архаичный гончарный горн превосходит высокотехнологичную электропечь? Мастер-класс от мастера из Глусского района, который возрождает старинное искусство – горшки печь.
Мистика это или нет, но инженеру-механику по образованию Демьяну Каптуру пять лет назад пришло озарение: дело всей его жизни – гончарство. С того самого момента Демьян начал приручать гончарный круг. Говорит, чтобы обучиться только азам керамических дел мастеров, нужно год-два не отмывать рук от глины. А потом ещё оттачивать мастерство… всю жизнь.
Демьян Каптур, гончар: «Эта посудина называется гляк, банька или бунька – это прототип слова “банка”. А эта называется спарыш, или близнятки, двойнятки. Предназначалось, чтоб брать с собой на поле. Тут – борщ, тут – каша. Это контейнер для “ссобойки”».
Глину нужно выбирать податливую, – раскрывает секреты мастерства гончар. Чтоб была чистой, без примесей и в меру влажной. А дальше по принципу «Всё гениальное – просто». Чем проще гончарный круг или печь для обжига, чем аутентичнее технология, тем больше шансов достичь гармонии, как у стародавних мастеров. Старинные образцы бытовой керамики глусский гончар собирает у старожилов по окрестным деревням. А гончарный горн – это сооружение с ямой в земле и наземной печью – Демьян воссоздал по фотографиям полесских гончаров вековой давности.
Демьян Каптур, гончар: «Первые 3 часа чуть-чуть прокуриваем. В целом – 10 часов».
Сегодня посуда наших предков снова входит в моду, – не скрывает радости Демьян. Причём чем дальше от деревни, тем громче в предпочтениях заказчиков звучит: «Нам бы под старину». Будь то чёрная, как уголь, керамика из горна; или обварная – с потёками – обваренная в рассоле после обжига. А если керамическая посуда бьётся, не спешите её выбрасывать, – поучает глусский мастер. Существует поверье, что битые кувшины на заборе защищают хозяев дома от сглаза. Ведь и вправду – глаз от этих керамических шедевров не отвести.
Подписывайтесь на нас в Telegram