Один день на экзамене в ГАИ: почему уровень подготовки водителей в автошколах оставляет желать лучшего?

Статистика за полгода показала, что из 100 человек экзамен в ГАИ с первого раза не сдают 80 вчерашних курсантов, а рекордсмены приходят на испытания по 30-40 раз.

Госавтоинспекция бьёт тревогу: уровень подготовки водителей низок как никогда. Статистика за полгода показала, что из 100 человек экзамен в ГАИ с первого раза не сдают 80 вчерашних курсантов, а рекордсмены приходят на испытания по 30-40 раз.

Первый же перекрёсток на пути к заветному водительском удостоверению оказывается непреодолимым препятствием. И не скажешь, что за рулём новичок – это была попытка номер три...

Редкий водитель уезжает со знаменитого ГАИ на Семашко счастливым. Здесь даже есть своя «стена плача» – так окрестили её местные завсегдатаи, а рекордсмены сдавать экзамены приходят по 30-40 раз.

Высота эстакады для большинства оказывается неприступной. И шестая сдача не помогла поднабраться опыта.

Вячеслав Савеня, инженер-инструктор межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Приходится всегда ноги держать на педалях, и рука, чтобы была готова схватиться за руль и управлять автомобилем».

Только вот, если долго мучиться… Рано или поздно многострадальный водитель останется в машине – даже не один, а будет нести ответственность за того, кого в автомобиль посадил. Буквально несколько дней назад в Гомельской области водитель со стажем в год в прямом смысле угробил двоих пассажиров. В Минске за полгода от вождения новичков пострадали 11 человек.

Владимир Свиридович, заместитель начальника межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома, председатель экзаменационной комиссии: «Я работаю более 20 лет, и, честно говоря, такой ситуации с подготовкой и с такими результатами, как сейчас, ещё не было. Чтобы процент неудовлетворительной несдачи около 80%! Основная причина – это качество подготовки».

А по некоторым автошколам процент несдачи экзамена с первого раза доходит до 86%. Инспекторы недоумевают: в Госавтоинспекцию ведь приходят те, кто уже успешно справился с внутришкольным испытанием дорогой. Говорят: в государственных школах «чайников» куда меньше – 10-30%. Проблему ГАИ видит, прежде всего, в качестве обучения и самом – небывалом! – количестве автошкол. Их в Минске 63. Плюс с десяток, зарегистрированных в области, но работающих в городе. И уже притча во языцех – истории о не выкатанных с инструктором часах.

Дмитрий Савощенко, начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Ко мне очень часто обращаются граждане и рассказывают, что из 25 часов, отведённых на вождение по городу, получается 12 занятий по два часа, они еле откатывают даже половину».

Инна Ровба, курсант автошколы: «Автошкола мне, например, не дала того уровня знаний практических. Теоретических, да – всё прекрасно. Всё сдала с первого раза. Не в автошколе я нашла себе инструктора, который мне всё объяснял. 300 тысяч за полтора часа, причём полтора часа, когда у нас в автошколе выкатывался максимум час, 40 минут».

Она здесь с семи утра – за час до открытия. Чем дальше – нервы натягиваются туже. Очереди – ещё одна головная боль для тех, кто промахивается в первый раз. Повторники накапливаются как снежный ком, и выходит, что очередей возле ГАИ три: организованные группы из автошкол, те, кто предварительно записался и готов ждать до двух недель, и «живая очередь» из тех, кто ждать не готов и рвётся пробовать снова и снова.

Одна из причин очередей – это то, что так называемые повторники – те, кто не сдал экзамен с первого раза – не очень-то охотно берут дополнительные занятия в автошколах. И не потому, что не хотят лучше подготовиться. А потому, что стоит такой урок 150-200 тысяч. В то время как за повторный экзамен в ГАИ придётся заплатить всего 15 тысяч белорусских рублей.

Дмитрий Савощенко, начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «За контроль над учебными организациями отвечает не ГАИ, а «Белтехосмотр». Мы неоднократно писали наши предложения: если какая-то небольшая частная автошкола на протяжении года-двух постоянно показывает плохие результаты, то такую автошколу, может, даже следовало бы закрывать или приостанавливать лицензию. На сегодняшний день этот вопрос не сдвинулся с места».

И как разрулить весь этот кризис слабого вождения? В «Белтехосмотре» признали, что о проблеме знают. Где же затерялись инициативы госавтоинспекторов, поди разбери.

И дело вряд ли в эмоциях, хотя большинство и списывает неудачи на волнение. Просто выходит, что сегодня водитель – пусть и новичок, но с прочным багажом знаний и опыта – это один из пяти вчерашних курсантов.

Подписывайтесь на нас в Telegram