Накануне Дня Независимости в Минске открылось новое здание Музея истории Великой Отечественной войны. Только в первый день работы его посетили пять тысяч человек. Ради чего люди согласны отстаивать в очереди по несколько часов?
Этот день мы приближали, как и 70 лет назад. Только тогда четыре года гремела, словами Алеся Адамовича, «вайна пад стрэхамі». А ныне четыре года росла память о Великой Отечественной. Новый музей – свыше 15 тысяч квадратных метров. Стоит мемориал на перекрёстке двух столичных проспектов – Машерова и… Победителей, 8 – всё-таки единственный верный адрес.
Виктор Крамаренко, архитектор, автор проекта: «Эти четыре блока, они построены по очень строгой формуле. Каждая стена (радикальная) направлена точно к центру обелиска «Минск – город-герой». Тот фасад, который мы видим, обращён в сторону Востока. Он посвящён миру».
То есть там, вдали от минского парка Победы, Москва! В битву за которую в апреле 1942 года шло немало белорусов. Мы же движемся через Север на Запад. Туда, где, кажется, сейчас здание возьмёт и рухнет. Война – она такая. Автору-архитектору уже культовых объектов Минска – железнодорожного вокзала, Национальной библиотеки – и здесь приходилось не раз отстаивать перед коллегами идею небанальной коробки.
Борис Светлов, министр культуры Беларуси: «Праз нашу гісторыю ён адлюстроўвае і гісторыю, безумоўна, сусветную. Музей павінен заставацца з назвай “Музей гісторыі Вялікай Айчыннай вайны”».
Однако по нашей информации, смену вывески обсуждали – в кулуарах. Мол, экспозиция учреждения сегодня куда шире периода «1941-1945». Довод «против» оказался один, но уж очень весомый: ровно 70 лет назад открылся первый в мире музей именно «истории Великой Отечественной войны», Белорусский. Киевский основан лишь в 1981 году. Центральный московский и вовсе в 1995 году.
Николай Скобелев, директор Музея истории Великой Отечественной войны: «Аудиогиды у нас сейчас в стадии записи. Потому что для того, чтобы запрограммировать их на нескольких языках, необходимо время. В первую очередь русский, белорусский, английский, немецкий».
Лишь в первый, официальный день работы – 3 июля – сюда пришли около пяти тысяч человек. Очередь на встречу с героическим прошлым начиналась у памятника «Развітанне». Кстати, открыт музей будет со вторника по субботу с 10 до 18 часов, а в среду и воскресение – с 11 до 19 часов. Понедельник – выходной. Вход для взрослых – 40 тысяч рублей. Остальным билет – вдвое дешевле. Ветеранам, само собой, бесплатно. Все 11 залов.
Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». Этот – точно! И кстати, табличка – раритет в новой экспозиции. «Что делать?» на минской улице Чернышевского, а также многих других знали все 1100 дней оккупации столицы. Их было что-то около девяти тысяч. До сих пор подпольщики остаются самыми непубличными героями войны. Сейчас – первое телеинтервью участницы сопротивления, спасшей жизнь как минимум троих советских военных, выведя их из «закрытого» города в лес.
Елена Сержанович-Божаткина, участник Минского антифашистского подполья: «Это страшно! Страшно!.. Так пришлось переживать, когда видишь, что отец больше не вернётся, никогда. Весь избитый, израненный… А тогда ведь так пытали, знаете, вот этими проводами, по которым ездят трамваи. Вешали – он ещё жив был. Мамочка моя и папочка – я никогда не забуду».
Случайная встреча с родителями. Снимок ещё довоенный. В Великую Отечественную квартира Сержановичей была явочно-конспиративной. Почти такой. Даже типографская краска – родная. За этим столом до июля 1944 года редактировали подпольную газету «Звязда». Кстати, Минск единственный из 12 городов-героев, удостоенный почётного звания не за оборону, а за сопротивление. Свою «малую войну» вели также народные мстители Витебска, Бобруйска, Гомеля…
Два с половиной миллиона человек положила Беларусь на алтарь Победы. Отныне в память о каждом третьем в музее можно поставить символическую свечу. И оставить на страницах электронной книги информацию о своей семье.
Так точно никто и ничто не будет забыто. Это руками трогать можно. Остальное, уважаемые посетители, – реликвии. 8 тысяч подлинных предметов на 4 тысячах квадратных метров постоянной экспозиции дополняют оцифрованные, в инфотерминалах. Например, карты наступления войск противника. Секретными отчётами Вермахта уже по-дружески поделился архив германского Бундесвера. 22-е, 24-е... Вот 28 июня 1941 года пал Минск. 3 июля началась противотанковая Могилёвская оборона. Те 23 дня и ночи детально воссозданы в 3D.
Василий Мичурин, Герой Советского Союза: «Я был на этом Буйничском поле в 1941 году. Это была первая, по сути дела, такая на территории Белоруссии “победа”. Мы остановили их. И показали, что можем бить фашистов. “Правда” об этом, “Известия” писали, понимаешь. Симонов – молодец!»
Как не меньше «молодец!» и наш Мичурин. В день полного освобождения Беларуси – 28 июля, когда в 1944 году Красная армия отбила Брест – участнику того сражения исполнится 98! Василий Сергеевич – старейший в республике из трёх ныне здравствующих Героев Советского Союза. Жалеет, что не попал в музей в эту среду. Здоровье иногда подводит.
Эта экскурсия останется в истории нового музея первой обзорной. 2 июля, в день открытия комплекса, чуть больше часа здесь провели Президенты Беларуси и России. Александр Лукашенко и Владимир Путин высоко оценили мультимедийность экспозиции. Особенно зону, посвящённую подвигу защитников единственной в бывшем СССР крепости-героя.
В самом большом зале – он обозначен как «Дорога войны» – рёв самолётов сменяют залпы орудий. Именно сменяют. Звуковой эффект таков, что когда мы отступаем от легендарного Т-3, позади остаётся и сигнал. Машину, кстати, завели специально для нашей съёмочной группы. Это совсем не мешает гидам продолжать рассказ о 1418 днях Великой Отечественной. «Рельсовая война» воссоздана экспертами в натуральную величину.
Анна Зайцева, заместитель директора компании «Техномузей»: «В экспозицию инсталлировано устройство, которое называется “туманный экран”. Принцип его работы очень несложный. При помощи пневматики и ультразвука можно получить очень плотную стену сухого тумана, который является проекционной поверхностью. В видеоролике мы запечатлели 189 белорусских деревень, сожжённых и невосстановленных».
Поверьте, уж это точно вызывает и шок, и трепет. Сквозь пламя доносятся голоса. Перед вами – «Огненная книга». Ещё в 70-х писатели Адамович, Брыль и Колесник объехали с магнитофоном всю страну. Собрав свыше 300 воспоминаний очевидцев трагедий «сестёр Хатыни». Фрагмент колодца-журавля – всё, что осталось от деревни Литавец под Дзержинском. Заживо сгорели 190 жителей, из них – 58 детей. Экспонаты для будущего музея собирали по горячим следам, начиная с 1943 года.
Скрытые от посторонних запасники музея. Мы здесь – первая съёмочная группа. На ваших экранах сейчас одна из самых уникальных коллекций. В 2010 году арсеналу самодельного партизанского оружия – чуть более 60 единиц – присвоена категория «1». То есть величайшего достояния нации. Такого уж точно не увидишь ни у изобретательных французов, ни у интеллектуалов британцев.
Галина Скоринко, заместитель главного хранителя фондов музея истории Великой Отечественной войны: «Не автомат, а пистолет-пулемёт Долганова. Ищите в Интернете! Вы просто его такого не найдёте. Это действительно самодельное оружие, которое придумал и воплотил в условиях леса его автор».
К механизму в фондах найдёте и чертёж 1944 года. Первая категория в музее также у коллекции рукописных партизанских журналов. 248 единиц – самое полное собрание в Беларуси. Вообще на сегодня Книга поступлений содержит данные ровно о 145 тысячах 173 предметах. Размером от иголки до гаубицы.
Светлана Потупчик, главный хранитель фондов музея истории Великой Отечественной войны: «Газета “Палеская праўда” издала листовку на бересте, на коре берёзы. “Смерць нямецкім акупантам!” Мы стараемся её брать как можно меньше в руки. Малюсенький карандашик – 6 сантиметров, 3 миллиметра всего диаметром, но он принадлежал Герою Советского Союза, первому белорусу-партизану, Павловскому Тихону Пименовичу. “Как в бою пользоваться трофейным оружием” – уникальное издание, у нас ещё такой книжки не было».
Это приобретение уже из предпоследних – в дар главному музею военной истории Александр Лукашенко преподнёс меч. На клинке две надписи – «Городу-герою Минску» и напоминание «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Путин же передал в новую экспозицию редчайшие экземпляры советской периодической печати, которая в июле 1944 года вышла с заголовками о том, что Минск и Беларусь освобождены.
Владимир Путин, президент России: «Убеждён, стабильность и процветание наших стран, единство народов Россия и Беларуси – именно то, за что сражались, о чём мечтали герои Великой Отечественной. Желаю всем ветеранам крепкого здоровья, долголетия и счастья».
«Подвигу народа жить в веках» – эта фраза сегодня как связующая нить между музеем старым (там она была на фасаде) и новым. Вдоль стен Зала Победы отлиты в золоте имена героев 1, 2, 3 Белорусских и 1 Прибалтийского фронтов, партизан. «Беларускіх сыноў», как называл армию из более 400 тысяч добровольцев Янка Купала.
Виктор Крамаренко, архитектор, автор проекта: «Алтарь Победы выполнен из 18 пилонов. Эта цифра не случайна. 15 союзных республик, плюс Америка, Англия и Франция. Это 18 стран, которые мощным аккордом известили о Победе. Мы видим небо, мы видим солнце – это всё помогает восприятию этого величайшего события».
Над куполом и, соответственно, восставшим из пепла, как птица Феникс, Минском – точная копия Знамени Победы. А мы, наконец-то, подходим к южному фасаду музея. 10 лучей Славы обрамляют горельефы с 10 ключевыми событиями Великой Отечественной. Они, кстати, имеют обратную сторону. Зеркальная поверхность отражает в перспективе фразу «Я умираю, но не сдаюсь!», колокола Хатыни, 9 мая 1945 года… Этот день приближали наши предки, всем народом.
Подписывайтесь на нас в Telegram