Двери открываются...

Минскому метро исполняется 30 лет. В этот юбилейный день, как, впрочем, и в другие, подземка перевезёт миллион пассажиров: таков ежедневный пассажиропоток.

Минскому метро исполняется 30 лет. В этот юбилейный день, как, впрочем, и в другие, подземка перевезёт миллион пассажиров: таков ежедневный пассажиропоток.

«Линии жизни», «город, который никогда не спит» – так говорят об этом виде транспорта его постоянные пассажиры.

Станция метро «Парк Челюскинцев» – именно с неё и началась история Минского метрополитена.

Именно здесь в 1977 году и был заложен первый камень будущего метро. Тогда начали строить сразу 8 станций, названия которых теперь – на памятных жетонах. Кстати, это сейчас первая открытая линия – синего цвета, а красная – вторая. Вначале всё было наоборот, как и в большинстве метрополитенов СССР. Но когда на «Автозаводской» ветке число станций стало больше, чем на «Московской», линии метро поменялись цветами.

Владимир Кожедуб, начальник станции «Малиновка» Минского метрополитена: «Была выпущена серия жетонов, на каждом жетоне – наименование станции, которые были пущены в 1984 году, вот у меня 8 жетонов. Жетон является основным платёжным средством пассажира, это чисто метровская продукция, те, кто приезжает на непродолжительное время в город Минск – они пользуются жетонами. Жетон остаётся жить!»

Сохранить жетон на память – пожалуй, сейчас для этого самое время. Кто знает, возможно, спустя ещё 30 лет он станет настоящим раритетом, а оплачивать проезд можно будет с помощью высоких технологий, ведь подземный город уже сейчас превращается в город будущего.

Владимир Кожедуб, начальник станции «Малиновка» Минского метрополитена: «Компьютерная система управления поездами, мы уже не пользуемся электромеханическими пультами, у нас стоит АРМ – это компьютер, с помощью которого дежурная по станции мышкой задаёт маршрут и управляет стрелками, сигналами и маршрутами. Вот сзади у нас – банковские терминалы, по которым мы в ближайшее время будем пополнять ресурс поездок самостоятельно. Без участия кассира. То есть пассажир подойдёт, пополнит – столько, сколько считает нужным».

«Уважаемые пассажиры, не заходите за ограничительную линию у края платформы». Эти слова пассажиры метрополитена чаще всего слышат в записи, но при необходимости дежурный по станции может выйти в эфир в любой момент.

Минское метро состоит из двух линий и 29 станций. Общая протяжённость – 37,3 км.

Те, кому посчастливилось проехать в первом поезде в 1984 году, наверное, даже и не предполагали, что когда-нибудь на поверхность людей будут поднимать лифты, а на станциях засияют звёзды и запоют птицы.

Малиновки услышать голосок можно на недавно открывшейся одноимённой станции. Правда, когда нет часа пик – иначе птичьи трели заглушает стук колёс постоянно прибывающих поездов. В это время интервал движения – около 2 минут. Так что, если точку «А» с точкой «Б» соединяет ветка метро, поездка будет недолгой. Скорость, экономичность – себестоимость одной поездки в общественном транспорте, по данным Минтранса, в целом составляет Br6 тысяч, а в метрополитене – около Br5 тысяч, экологичность – те киты, которые несут белорусское метро вперёд. И существующих километров путей нам уже не хватает.

Валерий Чеканов, директор ОАО «Минскметропроект»: «За станцией "Малиновка" планируется ещё одна станция. В планах города намечен новый жилой массив Щемыслица. И заранее наметили, как пройдёт трасса метрополитена. Даже построили часть перегонных тоннелей, чтобы потом, когда придёт необходимость, продлить и построить этот район вместе со станцией».

Меняясь само, метро меняет и облик города. Например, станция «Вокзальная» выйдет на поверхность и станет первой наружной станцией. Её, кстати, дополнят ещё 4 станции первого участка 3-й линии метро.

Павел Царун, начальник Дирекции по строительству Минского метрополитена: «Они пройдут через центр города, начиная от соединения со станцией метро «Фрунзенская», пересадочный треугольник, дальше – площадь Богушевича, на пересечении улицы Клары Цеткин, проспекта Дзержинского, дальше – на наружную половину вокзала, и последняя, четвёртая – на пересечении Воронянского – Жуковского. Это в первом этапе строительства – конечная станция».

Третья – зелёная ветка – это уже будущее осязаемое. Если ничего не нарушит планы метростроевцев, прокатиться по новой линии можно будет уже к концу десятилетия. А если заглянуть в будущее отдалённое – увидите четвёртую линию Минского метрополитена.

Павел Царун, начальник Дирекции по строительству Минского метрополитена: «Сейчас идёт корректировка развития генплана города Минска до 2030 года, задача изначально была поставлена при проектировании и строительстве Минского метрополитена – 4 линии метро, которые включают в себя 58 станций, общая протяжённость метрополитена – 77 километров».

Самая загруженная станция метро – «Площадь Ленина». В среднем через неё проходят 85,6 тысяч человек в сутки.

Иван Овсяник у штурвала с самого начала, машинист первого класса, сейчас он обучает тех, кому ещё предстоит отсчитывать километры путей.

Иван Овсяник, машинист-инструктор по обучению локомотивных бригад Минского метрополитена: «Было ощущение гордости, что я молодой парень, 24 года, впереди всей этой колесницы. Машинист учится всегда, каждый год сдаёт электробезопасность, каждые два года – техминимум по знанию инструкций, плюс каждые 3 месяца – аварийно-технические занятия».

Минское метро – метро неглубокого залегания в отличие, например, от питерского или московского. Глубина – 10-15 метров.

Валерий Чеканов, директор ОАО «Минскметропроект»: «Инженерно-геологические условия Минска, на самом деле, сложные, 200 метров от поверхности – грунты, которые образовались после прохождения ледника. Эти грунты перемешаны, заполнены водой, плывунами. Было принято, что исходя из условий метро в Минске должно быть мелкого заложения. Глубина 10-15 метров. Чтобы станции были неглубокие, чтобы пассажиры меньше тратили времени, а сам метрополитен не мешал жизнедеятельности города».

Кажется, когда закрываются двери метрополитена, жизнь здесь останавливается. Но подземный город не спит никогда. Уборка станций, обследование путей и поездов – всё это нужно успеть сделать за 4 часа – к открытию. И так 30 лет подряд: с тех пор, как в Минске впервые прозвучало: «Осторожно, двери закрываются».


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram