Об этом заявил Президент, посещая предприятия оборонного сектора в Борисове. Начал рабочую поездку Александр Лукашенко с завода по ремонту радиоэлектронного вооружения.
Главе государства представили вариант глубокой модернизации зенитного ракетного комплекса С-125 и доложили об освоении полного капитального ремонта комплексов С-300. Кроме того, рассказали о работе по созданию белорусского зенитного ракетного комплекса. Президент подчеркнул, что кроме ремонта и модернизации техники предприятия ВПК должны постепенно подходить к разработке новых современных образцов вооружения, и поручил создать отечественный ЗРК, который не уступал бы по своим характеристикам российскому С-300.
Александр Лукашенко посетил и 140-й ремонтный завод – это единственное в стране предприятие, которое занимается ремонтом и модернизацией бронетанковой техники. В Борисове Президент пообщался с коллективами обоих заводов. Люди интересовались, будет ли в Беларуси увеличиваться пенсионный возраст, куда будут направляться средства от транспортного налога, а также готова ли страна принять переселенцев из Украины, в которой сейчас неспокойная ситуация.
Борисовский завод по ремонту радиоэлектронного вооружения в августе отметит своё 65-летие. До 1997 года имел статус артиллерийской базы, затем базу переформировали в полноценный завод. Капитальный ремонт и сервисное обслуживание зенитно-ракетных комплексов, радиолокационный станций и средств энергообеспечения – это не единственное направление предприятия. Хотя долгое время профиль был основным. Только за последние 20 лет здесь вернули в строй более 1200 единиц техники и вооружения.
Войска противовоздушной обороны постоянно совершенствуются, а значит, и предприятие должно расширять возможности. Это главный лейтмотив разговора с Президентом. Среди прочих образцов Александру Лукашенко показывали зенитно-ракетный комплекс «Алебарда» – пусковая установка, заряжающая машина, антенный пост и пункт боевого управления. Комплекс создан на базе советского С-125 или как его называли – «Печора». завод и получил широкую известность после того, как зенитно-ракетный комплекс С-125 с борисовской начинкой сбил самолёт-шпион У-2.
На предприятии осознают, что заниматься только ремонтом и модернизацией устаревшего вооружения – бесперспективно. Оборонный комплекс должен выйти на качественно новый уровень, такую задачу Александр Лукашенко поставил ещё в начале апреля, во время посещения Барановичского авиаремонтного завода. О необходимости осваивать производство новой и, главное, своей продукции говорил Президент в Борисове.
С-300 – это семейство зенитных ракетных комплексов. Этот страж небес способен поражать самолёты противника на дальности до 150 километров, а крылатые ракеты – до 40 километров. Комплекс ПВО предназначен для обороны стратегических объектов, военных баз и защиты от ударов средств воздушно-космического нападения. Одновременно С-300 способен сопровождать 6 целей и наводить по ним 12 ракет.
Впрочем, далеко не у всех есть возможность покупать новую технику, а потому ремонт по-прежнему остаётся важным направлением. Тем более что вооружение, которое покидает эти стены, отличается особой надёжностью и имеет совершено новые боевые возможности.
В нескольких километрах находится 140 ремонтный завод. Борисовским он стал не сразу. Появившись в Калининской области в самый разгар Великой Отечественной, после победы был передислоцирован в Киев, позже в Московскую область и в 48-м обрёл постоянную прописку в Беларуси. Сегодня это единственный завод в стране, способный выполнить капитальный ремонт и модернизацию всей линейки бронетанковой техники.
После распада Советского Союза большинство предприятий оборонного комплекса провели конверсию, образно говоря, вместо танков делали кастрюли. Белорусские заводы, несмотря на все трудности, всё же смогли сохранить лицо и переориентировались на выпуск продукции двойного назначения, в том числе под гражданские нужды. На базе боевой машины пехоты создали лесопожарную «Березина», последняя разработка – снегоболотоход, несколько экземпляров уже продали, и ещё есть покупатели. По словам директора, заказов на продукцию ремонтного завода – на три года вперёд. Сейчас инженеры и конструкторы бьются над созданием многоцелевого полноприводного бронированного автомобиля. Новинку военные обещали презентовать к параду в 2015 году.
Здесь же Александру Лукашенко представили современную технику и вооружение. Совсем недавно успешно прошёл испытания военный джип ЛИС – совместный проект с Минским заводом колёсных тягачей. Когда-то взятый российский аналог усовершенствовали, оснастили отечественной электроникой, и в 2015 году завод поставит на вооружение пять комплектов.
Рядом с джипом – МЗКТ-5002 – автомобиль высокой проходимости для перевозки личного состава и спецтехники. МЗКТ разработали на замену устаревшему ГАЗ-66. В начале года машина прошла испытания, и теперь будет выпускаться серийно. Кроме пограничников техника, способная доставлять людей в труднопроходимые участки, будет интересна к примеру любителям охоты.
Уже на самом заводе Александр Лукашенко ознакомился с производственным процессом. Работа не шумная, в основном ручная сборка. Здесь же разместилась небольшая выставка разработок белорусских предприятий и научных институтов оборонного комплекса. Один из старейших – производитель оптической техники БелОМО для военной техники и стрелкового оружия.
Наряду с современной техникой на заводе есть и раритет. Истребительная самоходная установка, её ещё называют зверобой. Потому что, созданная в годы Великой Отечественной войны, она боролась с немецкими тиграми и пантерами. Ещё два месяца назад машина была памятником боевой мощи и украшала один из районов столицы. Её привезли на завод, отремонтировали, поставили двигатель близкий к родному, и уже 3 юля, на День Независимости, она примет участие в военном параде.
С заводчанами, благодаря которым на глазах оживает история и создаётся фактически новый военно-промышленный комплекс страны, пообщался Президент. Высоко оценил работу предприятий, руководства и, прежде всего, коллективов. Отметив, что за последние годы спрос на разработки белорусского военпрома значительно вырос. И для конкурентоспособности не обязательно «придумывать велосипед».
Отечественная оборонка не испытывают кадрового голода. Ремонт, восстановление и создание новых образцов вооружения и техники – портфель заказов расписан на годы вперёд. И не удивительно: после модернизации, которая проводится практически во всех структурах отечественного ВПК, работать на безопасность страны становится престижно.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram