Начало лета принесло настоящий всплеск различных мошенничеств с покупкой и продажей автомобилей. Вот, пожалуй, самое нашумевшее – Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора компании «Автокомпанисевен».
Задержанного директора подозревают в организации финансовой пирамиды, основанной на комиссионных продажах автомобилей граждан. Настал момент, когда придуманная схема дала сбой и выплачивать просто стало нечего. Естественно, о своём интересе делец не забывал. Не найдя свои машины на площадке, обманутые владельцы пошли в милицию. По предварительным данным, ущерб составил более 2 миллионов долларов.
И это автомобильное дело не единственное. Конечно же, любой хочет купить дешевле, а продать дороже. Этим общечеловеческим желанием и пользуются нечистые на руку работники автохаузов. Причём оказалось, что мошеннические схемы не знают границ – в Беларуси, например, обманывали не только сограждан, но и россиян, а в России – белорусов… В общем, одураченные покупатели до сих пор находятся в таком шоке, что в разговоре с нашим корреспондентом просили скрыть их лица и даже изменить имена.
Она до сих пор не может поверить, что попала в историю, словно списанную из, казалось, уже забытых, лихих 90-х. Своё лицо пенсионерка попросила скрыть – дети попросту не в курсе, что попытка родителей купить машину в Москве обернулась серьёзными для семейного бюджета долгами и вызовом скорой помощи. Объявление о продаже нашли в Интернете. Крупный приличный московский автосалон. А в нем «Рено-Дастер» 2014 года всего за 12 тысяч долларов. Звонок менеджеру подтвердил – машина в наличии, цена верная. Но как только пенсионеры приехали в Москву, выяснилось – таких цен здесь нет и в помине. Но время и деньги на дорогу потрачены. Взамен пожилым людям тут же предложили новый «Ниссан-Альмера» по гиперпривлекательной цене – 494 тысячи российских рублей, это примерно 14 тысяч долларов. В Минске такая машина стоит около 18 тысяч. От таких предложений не отказываются, подумали покупатели…
Нина Ивановна: «Принесли нам в трёх экземплярах договор. Муж попросил показать, что там, а мы сумку оставили в машине, а там очки – вот почему так у нас получилось. Он так посмотрел, сколько цена, данные, вот такой цвет. Мы довольные подписали. Там начал листать: тут подпишите, тут... Первую страничку экземпляра мы вычитали, а остальные не стали вычитывать. Ну, мы приехали в салон, солидный салон! Много машин стоит, всё красиво, культурно, даже никакого подозрения не было».
После подписания договора пенсионеры отправились в кассу, где внесли полную сумму за автомобиль. Затем пара часов ожидания, якобы оформляются документы, и – шок. Ведь договор, который им показали спустя эти пару часов, содержал в себе совсем другую сумму. На 106 тысяч российских рублей, или на 3 с половиной тысячи долларов, больше.
Нина Ивановна: «И после этого она говорит: ничего не знаем. Договор вы расторгнуть не можете, потому что вот ваши подписи, деньги у нас, машина у нас, если вы хотите расторгать договор, в течение 15 дней это всё будет происходить и вы потеряете не меньшую сумму, чем эти 106 тысяч».
Расторгнуть такой договор в свою пользу действительно невозможно. Это уже нам пояснил депутат Смоленской районной Думы. Который точно также приехал в автосалон «Сомбреро» за машиной, а в итоге увидел в договоре совсем другую сумму. Рядом с Сергеем Торгачевым был юрист, который внимательно вычитывал предварительный договор. Но депутата не спасло даже это. Ведь копию того самого договора с корректной начальной суммой на руки им не выдали. Объяснив, мол, зачем – это просто для бухгалтерии, позже подпишете основной договор…
Сергей Торгачев, депутат Смоленской районной Думы (Россия): «Читаем: вместо 760 написано уже 920. Вопрос – откуда взялось 920, ведь было 760 озвучено как минимум три раза, что цена не повысится никак; потом предварительный договор, которого у тебя на руках нет, а он в одном экземпляре, а они говорят: где-то там в предварительном договоре написано о том, что автосалон оставляет за собой право делать свою моржу. Один экземпляр, представьте, на нескольких листах ты сзади подписываешь, а что там листы меняются, как хочешь, всё у них остаётся. Мы говорим: всё, отдавайте деньги, а нам говорят: нет, в этом договоре опять же написано, что это залог, то есть предоплата возвращается, залог не возвращается. Понимание приходит не сразу, что они в одном этом экземпляре предварительного договора меняют листы».
Лишних 106 тысяч российских рублей у пенсионеров просто не оказалось. Они оставили автосалону расписку, забрали машину и уехали в Беларусь. Из документов на руках только этот самый договор и ксерокопия паспорта технического средства. Через пару дней им позвонят из Москвы и попросят привезти машину на якобы «предпродажную» подготовку. Уже у официального дилера компании «Ниссан» в Минске, куда на консультацию с договором в руках и в шоковом состоянии пришли пожилые люди, им скажут – подготовку машина прошла, а вот кому она продана, в договоре как ни странно, не указано. Позже стало понятно, почему.
Нина Ивановна: «Когда мы отказались везти эту машину назад, когда мы завезли деньги, недостающую эту сумму якобы по договору, ну, развели – это нас развели, нам выдают уже паспорт, не ксерокопию, а паспорт на эту машину и уже на нашем месте, где мы покупали, где стояла фамилия моего мужа, стоял уже другой человек; что машина (20 марта её купили) 15 марта уже стояла на учёте. Это означает, что, если бы мы поехали назад в Москву, забрали бы у нас эту машину, ни денег, ни машины мы бы не увидели. Мы едем на какой-то ксерокопии паспорта, а кто-то заявляет, что машина в угоне. Естественно, останавливают, забирают и как бы мы доказали?»
Но ведь когда покупали автомобиль и получали копию паспорта, говорит пенсионерка, они там стояли первыми покупателями. А в оригинале вдруг оказались уже вторыми. Ничем, кроме как подделкой документов, женщина объяснить это не может. Тем удивительнее, что позже они с мужем получат официальную бумагу из ГИБДД подмосковного города Железнодорожный. «Мол, извините, машина была зарегистрирована нами на другое лицо… по ошибке».
Владимир Гурьянов, редактор журнала «Автомобилист» (Москва): «Каким образом машина оказалась поставлена на учёт в Московской области, городе Железнодорожный по ошибке? Что нужно было для этого сделать и что вообще означает вот эта справка ГИБДД, что машина встала на учёт по ошибке, что это за ошибка такая вообще? Если так смоделировать ситуацию… Соответственно, имея на руках оригинал ПТС, а мы предполагаем, что оригинал именно таким и был с номером третьим, владелец в городе Железнодорожный… Я вполне могу на эту машину заявить свои права, а уже каким образом, это вопрос фантазии».
Свою жалобу на действия автосалона «Сомбреро» белорусские пенсионеры направили в мэрию Москвы. Оттуда она отправилась в ГУВД, на Петровку, 38 и уже потом в УВД Южного административного округа. Когда мы обратились туда за официальным комментарием, нам вежливо пояснили, что на доставку почты по Москве даётся месяц, ещё столько же – на рассмотрение дела. В общем, пояснить нам хоть что-нибудь по поводу ситуации следователи смогут месяца через три. А автосалон «Сомбреро» тем временем продолжает заниматься красивой заманухой.
И всё та же фишка – низкие цены. Тот же «Ниссан-Альмера» теперь на невероятной скидке. Новенький автомат от 435 тысяч, или 13 с половиной тысяч долларов.
Сергей Торгачев, депутат Смоленской районной Думы (Россия): «Заманить клиента, затащить к себе в автосалон – это первый шаг, дальше начинается само мошенничество. Машины нет в наличии, хотя у них стоит пара сотен авто, они начинают предлагать: смотри вот эту, смотри эту, на эти машины дают очень красивую цену. Раза три переспрашиваем: точно такая цена, она не повысится, нет? Хорошо, устраивает. Как потом выяснилось, они кричат, что у нас всё куплено, всё схвачено, всё проплачено! Ну, на самом деле они мошенники высокого класса, это надо признать».
Три дня назад Сергею Торгачеву позвонил следователь из Москвы. А значит, делом «Сомбреро» уже занимаются. Может, ещё и потому, что депутат нашёл в Интернете как минимум десяток таких же пострадавших. И забрасывать правоохранительные органы жалобами они стали сообща. Неважно, какого социального статуса и положения – мышеловка с пусть и не бесплатным, но весьма привлекательным по цене сыром может поймать любого. Сейчас у московских автосалонов активный пиар, в том числе и на белорусских сайтах. Предлагают не только смешные цены на новые автомобили, но и даже обещают вернуть деньги за дорогу до Москвы: просто какой-то праздник благотворительности!
Пенсионерка же, подсчитав, во сколько им обошёлся тот самый «Ниссан» и дорога до Москвы, ахнула. За 18 тысяч долларов его без проблем можно было купить у официального дилера в Минске…
Нина Ивановна: «Она сказала: не вы первые, не вы последние, почти каждый второй белорус уезжает от нас с таким договором. Хотели сэкономить. А получилось, что по полной программе залетели».
Как вернуть своим клиентам деньги за автомашины, которых нет, думают сейчас адвокат Елена Кобяк и её коллеги. К ней обратился гражданин России, который в качестве задатка внёс в кассу одного белорусского автохауса 35 тысяч долларов. Машину ему должны были доставить из США. Но когда покупатель понял – ни машины, ни денег он, похоже, не увидит, – обратился в суд. Это сейчас в ГУВД Минска рассказывают – здесь уже около 30 подобных заявлений. Первая жалоба на автохаус «Автопланета» поступила ещё в 2011 году. Но это не помешало компании принимать деньги у излишне доверчивых граждан вплоть до конца 2013 года.
Елена Кобяк, адвокат: «Когда у нас уже было судебное заседание, мне звонили люди, которые говорили: я вот буквально вчера передал деньги. А получается так, что заказную корреспонденцию «Приятная дорога» просто не получала по тем адресам, которые были известны. У нас было известно несколько адресов, по которым могла находиться «Приятная дорога». Ни по одному адресу корреспонденцию они не получали, при этом они продолжали осуществлять деятельность».
Активная рекламная компания – красивая вывеска для потенциальных покупателей. Уже потом выяснится – деньги руководители частного унитарного предприятия «Приятная дорога», оно же «Автопланета» – принимали от клиентов просто из рук в руки, безо всяких документов, иногда с распиской. С менеджеров сейчас тоже спросить что-либо сложно. Оказалось, они вообще не были оформлены на работу официально.
Елена Кобяк, адвокат: «С мая по ноябрь по счету, принадлежащему «Приятной дороге», движения средств вообще не происходило. Со мною связывались несколько граждан России, которые попали в аналогичную ситуацию и поясняли, что тоже давали наличные деньги. Если мой клиент делал перевод на третье лицо за границу, то многие клиенты отдавали наличными либо Колесникову, либо Бильдюк».
Елена показывает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. А там всё как-то уж очень просто…
Андрей Сосонко, официальный представитель ГУВД Мингорисполкома: «Поясню, что на первоначальном этапе, а также в дальнейшем некоторые суммы потерпевшим возвращались как частично, так и полностью, поэтому для возбуждения уголовного дела либо предъявления им обвинений в рамках уголовного производства не было достаточных оснований. На тот момент это всё входило в рамки гражданско-правовых отношений, следовательно, не было оснований для их задержания».
Зато теперь, когда основания появились, найти руководителей автохауса, похоже, не так-то легко. По версии милиции, сумма ущерба – около 750 тысяч долларов. По версии адвокатов пострадавших – больше 2 миллионов. Но более непонятно другое, почему деятельность предприятия, которое на протяжении двух лет очевидно работало в нарушение законодательства, так и не приостановили?
Андрей Сосонко, официальный представитель ГУВД Мингорисполкома: «Указанные вами факты проверяются, и будет принято решение. Сейчас это аккумулировано с районных УВД, куда поступали заявления от граждан, аккумулировано всё в ОБЭП ГУВД Мингорисполкома. И как я уже пояснил, все эти материалы собираются воедино и все вместе будут направлены в следственные органы».
Адвокаты надеются, что по результатам проверки уголовное дело, наконец, возбудят. Ведь без этой процедуры вернуть деньги обманутым покупателям вряд ли удастся.
Сейчас офис, в котором когда-то располагался автохаус «Автопланета», пустует и сдаётся в аренду. Но арестовывать здесь и раньше было нечего. Все красиво выставленные машины вызывали у покупателей доверие, но, как оказалось потом, были оформлены на физических лиц, а значит, взять с фирмы теперь просто нечего, ведь у неё никогда ничего и не было».
Елена Кобяк, адвокат: «Жалко людей, потому что это не 5, не 10 тысяч долларов, покупались именно элитные дорогие авто, кто-то передал 65 тысяч, кто-то – 30. Не все граждане написали заявления. Очень много россиян, и поэтому когда они через Интернет списались с гражданами Беларуси, как они потом мне поясняли, что здесь ловить нечего, это их были слова. Они подумали, что в любом случае деньги они себе не вернут».
Семье этой девушки деньги за две не привезённые из Америки машины вернуть всё-таки удалось. Пару месяцев назад она выиграла суд, который тянулся почти полгода. Привезти машины должен был знакомый, коллега по работе. Казалось бы, не чужой человек. В итоге 25 тысяч долларов ему отдали просто в руки без всяких договоров. Спустя три месяца машины так и не привезли. Тогда ребята смекнули – а документов-то нет…
Ольга: «И в тот момент по договорённости он написал расписку, что он деньги взял, но в расписке было указано, что он взял для передачи, то есть не он выполнял эту роль перевозчика-перегонщика, а он непосредственно деньги передал, а гнал кто-то другой. Потом, когда уже заварилось судебное дело, мы по факту узнали, что белорусское законодательство не поддерживает данный факт. Что если человек брал для передачи, он не несёт никакой ответственности. Поэтому в уголовном деле нам было отказано».
Спустя время семья Ольги поняла – так написать расписку их коллеге наверняка посоветовал юридически весьма подкованный человек. Ведь и с того мужчины, которому их знакомый якобы передавал деньги, спросить тоже было нечего. На очной ставке у следователя он всё отрицал. Мол, никаких денег не брал. В итоге, к судебному процессу его больше не привлекали. Но дело Ольга всё же выиграла. Хотя всё относительно. Теперь её бывший коллега официально нигде не работает и в итоге выплачивает по 200 тысяч рублей в месяц. Можно представить, сколько лет таким образом он будет возвращать 25 тысяч долларов…
Ольга: «Это очень сложно, это тяжело морально, ты ходишь по судам и говоришь: ты брал. А он говорит: я не виноват. Сколько мы потратили времени, сил, то, наверное, легче было бы взять в салоне эту машину, переплатить. Ты будешь спокоен, скорее всего, я буду действовать впредь только так. Скупой теряет дважды».
Желание сэкономить и купить – пусть и в обход официальных дилеров и не всегда строго соблюдая закон – в принципе, объяснимо. Но тогда, что тоже вполне логично, покупатель должен быть готов к тому, что продавцы, которым он доверяет свои наличные, да ещё и мимо кассы, могут оказаться мошенниками. Уже потом признаваться, что, дескать, доверился красивой рекламе и хорошо обставленному помещению, честным глазам продавца, берущего деньги, или своему хорошему знакомому, и не читал, а то и вовсе не заключал договор, почти бесполезно. И хотя кому-то машину, и правда, удаётся купить по дешёвке, для героев этого сюжета произошедшее станет уроком на всю жизнь. Важно, чтобы все остальные учились на чужих ошибках и не забывали совет от пушкинского Балды: «Не гонялся бы ты, Поп, за дешевизной!»
Подписывайтесь на нас в Telegram