С сентября вступает в силу указ, разрешающий приобретение в лизинг физическим лицам автомобили и недвижимость. Впрочем, некоторые лизинговые компании, не дожидаясь сентября, начали обкатывать новую для нашего финансового рынка схему.

Правда, пока в лизинге только машины. Можно ли таким образом сэкономить покупателю? И так ли привлекателен лизинг, как его малюют в рекламных объявлениях?

Пока этот финансовый инструмент для нас в диковинку, хотя в европейских странах в среднем около 10% сделок имеют лизинговое происхождение. По этой схеме покупают недвижимость, оборудование и автомобили. У нас самым перспективным выглядит именно лизинг автомобилей.

Покупка автомобиля в лизинг схожа с кредитной схемой. Клиент делает первый взнос сам – около 25-40% от стоимости автомобиля, остальное возмещает лизинговой компании в течение нескольких лет. В каждом лизинговом платеже заложены стоимость автомобиля, страховки и услуг компании. Принципиальное отличие от кредита. Покупаете транспортное средство в кредит? Оно сразу принадлежит вам. Пользуетесь лизингом? Пока не расплатитесь, автомобиль остаётся в собственности у лизинговой компании. В случае конфликтов с клиентом или неплатежей компании проще, чем банку изъять автомобиль у клиента.

Вадим Жук, коммерческий директор лизинговой компании: «Как собственник лизинговая компания в большей степени защищена с точки зрения риска, утраты имущества, его повреждения, так как ТС застрахованы. Автомобиль находится в собственности и при возникновении каких-то негативных ситуаций гораздо проще отстаивать свои интересы и добиваться реализации своих прав именно лизинговой компании, а не банку».

Лизинг для граждан пока декларация о намерениях. Предстоит решить ещё несколько вопросов. Во-первых, лизинговые компании платят НДС в 20%. Т.е. этот налог включается в расчёт лизинговых платежей. А потому автомобиль в лизинг становится слишком дорогим. Нацбанк борется за отмену НДС, если речь идёт о лизинге для обычных граждан, а не для компаний. Есть и ещё один злободневный вопрос.

По нынешним жёстким правилам, у пьяного водителя автомобиль конфискуют. Достаточно быть пойманным в течение года дважды. При этом не имеет значения, принадлежит транспортное средство нарушителю или нет. Такое положение дел охлаждает пыл лизинговых компаний. Повторимся: пока гражданин не внёс все платежи, автомобиль – собственность лизингодателя. А если в переделке окажется «лизинговое» транспортное средство? Нацбанк обещает найти компромиссный вариант и в этом вопросе.

Александр Дедков, начальник отдела регулирования лизинговой деятельности Национального банка Беларуси: «Решить этот вопрос можно, причём без внесения изменений в Уголовный кодекс. Возможно, например, в договоре между лизингодателем и лизингополучателем предусмотреть такое условие, что если один раз к административной ответственности привлекли, то это является основанием для прекращения договора лизинга и изъятия предмета сделки или страхования ответственности лизингополучателя на случай конфискации».

Но, несмотря на невыгодный НДС, конфискацию и то, что до 1 сентября лизинг для граждан вне закона, несколько игроков рынка решили работать на опережение. Они уже вышли на рынок с программами покупки автомобиля… почти в лизинг. Дело в том, что гражданский кодекс разрешает аренду с правом выкупа. А лизинг и аренда с правом выкупа – близкие родственники. В общем, под личиной аренды компании и продвигают свой продукт для граждан.

Все лизинговые, вернее арендные платежи лизинговая компания номинирует в иностранной валюте. Клиент вносит их родными рублями, но по курсу Нацбанка на день оплаты. Такой вот псевдовалютный кредит. В итоге лизинг автомобиля окажется эквивалентным кредиту в диапазоне 20-25%, но с привязкой к валютному курсу. А вот банкам выдавать кредиты в валюте запрещено. Рублёвые кредиты ну очень дорогие. Диапазон от 38% до 42% годовых. Да ещё и страховку клиент, как правило, оплачивает отдельно. Разница очевидна на дорогих автомобилях. Например, начальная стоимость около 35 тысяч долларов. Условие – 30% оплачиваем сами, страховка учтена. Автомобиль в лизинг на три года обойдётся от 49 до 52 тысяч долларов, в кредит – от 54 до 56 тысяч. На первый взгляд, экономия около 5-6 тысяч долларов в пользу лизинга. Но схема работает при более-менее стабильном валютном курсе. Резкий скачок курса – и выгода не столь очевидна. Так что лизинг получается весьма дорогим. Да ещё и привязанным к курсу доллара. Лизинговая компания надёжно защищена от финансовых катаклизмов, клиент – нет.

Конечно, пока оба варианта покупки автомобиля за «чужие» деньги очень сильно бьют по кошельку. Но даже в невыгодных стартовых условиях лизинг оказывается весьма конкурентоспособным. Если к первому сентября Нацбанк добьётся отмены НДС и найдёт компромиссное решение в вопросе конфискации, то кредитам придётся потесниться на финансовом рынке. Ну, а конкуренция между кредитом и лизингом рано или поздно приведёт к тому, что оба инструмента станут не роскошью, а доступным способом покупки автомобиля за заёмные деньги.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram