Договор о создании Евразийского экономического союза выводит Минск, Москву и Астану на новый, самый тесный уровень экономической интеграции со времени распада СССР.
29 мая в Астане подписан Договор о создании Евразийского экономического союза. Документ, под которым поставили свои подписи президенты Беларуси, России и Казахстана, пока ещё не предусматривает полный экономический и политический альянс. Но эпохальность события налицо – новое объединение обоснованно претендует на изменение экономической карты мира.

Событие года, эпохальное соглашение, момент, который войдёт в историю трёх стран. Это лишь некоторые эпитеты, какими средства массовой информации снабдили подписание Александром Лукашенко, Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым 700-страничного документа. Договор о создании Евразийского экономического союза выводит Минск, Москву и Астану на новый, самый тесный уровень экономической интеграции со времени распада СССР.

Владимир Путин, президент России: «Подписанный договор имеет, действительно, эпохальное, историческое значение, открывает самые широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан наших стран. Россия, Беларусь и Казахстан переходят на принципиально новый уровень взаимодействия, создают общее пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Государства «тройки» будут проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Это непростая, а точнее, очень сложная работа, и до сих пор было сложно договориться по всем этим вопросам, со спорами, не хочется говорить со скандалами, но всё-таки с острыми спорами, с острым обсуждением. Но это всё происходило, уверен, так и будет происходить в будущем, на основе взаимопонимания и желания достичь компромисса, приемлемого для всех».

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Сегодня важно смотреть за горизонт, определив стратегию наших дальнейших действий как минимум на 15-20 лет вперёд. Важно понимать, что главная миссия нашего союза в первой половине XXI века заключается в двух важных аспектах. Это, во-первых, стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира. Во-вторых, обеспечить вхождение каждой из стран-участниц союза в число развитых государств мира».

Глобально Евразийский экономический союз – это общий рынок на 170 миллионов человек, территория с огромными запасами природных ресурсов. От Владивостока до Бреста снимаются барьеры в перемещении товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны будут сообща развивать промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистику. Серьёзные перспективы появляются и у частного бизнеса – к примеру, предприниматели из Беларуси свободно могут открывать филиалы в России и Казахстане без дополнительных процедур лицензирования и каких-либо квот. То же касается и граждан, которым теперь будет проще переехать и найти работу на новом месте. Если белорус пожелает поехать работать в Россию или Казахстан, он сможет это сделать без формальностей, которые раньше предъявляло миграционное законодательство. При этом должны быть обеспечены равные социальные права.

Виктор Христенко, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии: «Никаких ограничений, квот и разрешений для возможности трудоустраиваться. При признании дипломов об образовании, при наличии инструментов медицинского обеспечения. Граждане будут облагаться подоходным налогом одинаково».

Евразийская комиссия расположится в Москве и станет экономическим центром союза. Спорные вопросы будут рассматриваться в Минске – по месту работы Евразийского суда. Алма-Аты отведена роль финансовой столицы объединения – к 2025 году здесь заработает наднациональный финансовый регулятор.

Самый важный геополитический проект на постсоветском пространстве, который по масштабу можно сравнить с появлением Евросоюза, заработает с 1 января 2015 года. Впрочем, проект получился неоднозначным – наряду с очевидными и весомыми достоинствами главный принцип «три страны – одна экономика» таможенной «тройке» реализовать не удалось. Но это пока.

При этом официальный Минск всегда выступал за наиболее тесную интеграцию – во всех без исключения сферах экономики. Москва и Астана, которые изначально также взяли высокий темп сближения, на финишной прямой подписания Договора решили всё же притормозить.

Игорь Шувалов, член Совета Евразийской экономической комиссии от России: «Беларусь в вопросах интеграции пошла дальше, чем Россия и Казахстан, предлагая последовательно заключить договор с самого начала без каких-либо изъятий и ограничений. Однако у России и Казахстана возникли опасения, что в случае открытия определённых рынков без переходных периодов они могли испытывать излишнее давление».

За скобки общих правил пока вынесены медицинские препараты – общий фармакологический рынок заработает с 2016 года. Самая длительная отсрочка, до 2025 года, касается энергетики. Вопросы поставок нефти Беларусь и Россия пока будут решать на двусторонней основе. Также Минск и Москва договорились о распределении экспортных пошлин – речь о 3-4 миллиардах долларов ежегодно. Постепенно доходы от нефтепереработки будут оставаться в нашей стране.

Сергей Румас, член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси: «По ряду чувствительных для нас позиций нам удалось договориться на двусторонней основе. С Казахстаном у нас меньше пересечений, больше это касается Российской Федерации. И сегодня мы подписали два протокола: зафиксировали, что начиная с 2015 года в бюджете Республики Беларусь будет оставаться 1,5 миллиарда из ввозных таможенных пошлин».

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации (Россия): «Наши тихонько подвывают, что полтора миллиардов долларов отдаём. Но интегральная выгода выше. То, что единый рынок будет углубляться, что будет происходить переток капитала, то, что белорусские граждане будут здесь работать, привозить товары и открывать бизнес. И наши смогут в Беларуси. Это большой плюс для всех. И эти полтора миллиарда перекроем за счёт прибыли».

Алексей Мухин, директор Центра политической информации (Россия): «В мировой экономике появляется новый экономический субъект, который выступает в конкурентном смысле с гораздо более выгодных позиций по отношению к Евросоюзу, к азиатскому региону и просто к мировому экономическому сообществу. Именно поэтому такие инициативы откровенно не приветствовались ни в ЕС, ни в США. Они не заинтересованы в том, что Россия, Беларусь и Казахстан будут выступать единым фронтом в ходе реализации своих торговых схем».

Экономический эффект от создания союза до 2030 года оценивается в 900 миллиардов долларов. При таких перспективах присоединиться к Беларуси, России и Казахстану рассчитывают Армения и Кыргызстан, президенты которых также участвовали в переговорах.

Серж Саргсян, президент Армении: «Прошу установить срок для подписания документа о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе до 15 июня текущего года. Понимаю, что сроки очень сжатые, но в случае вашей готовности уверен, что за два-три дня мы сможем найти взаимоприемлемые решения, которые устроят нас и наших партнёров».

Алмазбек Атамбаев, президент Кыргызстана: «Мы хотели бы встретить Новый год в Евразийском экономическом союзе. И здесь я очень рассчитываю на поддержку членов Таможенного союза».

Как отметил Александр Лукашенко, подписание Договора – это не столько завершение большой работы, сколько начало серьёзного процесса по сближению экономик. Нурсултан Назарбаев же призвал 29 мая считать Днём Евразийской интеграции. Кстати, президент Казахстана постарался придать встрече праздничную атмосферу: перед переговорами была устроена небольшая мультимедийная презентация.

А на саму церемонию подписания были приглашены общественные деятели и депутаты трёх стран. Парламентам, к слову, предстоит перенять эстафету интеграции – ратифицировать Договор. Причём прозвучало предложение сделать это синхронно. Как отметили депутаты, процедуры пройдут форсировано в самое ближайшее время и во всех трёх столицах.

Подписывайтесь на нас в Telegram