Почему божественную «Юнону» свергли с Олимпа? Национальный художественный музей готовится к юбилею

Самая дорогая скульптура коллекции по-прежнему в основной экспозиции, но уже не в проекте «10 шедевров». К слову, 10 ‑ это количество месяцев от начала года и до «красной даты», 75-летия музея.

В Национальном художественном свергли с Олимпа божественную «Юнону». Условно, конечно. Самая дорогая скульптура коллекции по-прежнему в основной экспозиции, но уже не в проекте «10 шедевров». К слову, 10 – это количество месяцев от начала года и до «красной даты», 75-летия музея.

Статуя то ли 1716, то ли 1717 года из «Царского огорода». Он же – Летний сад Петербурга. Туда мраморную «Юнону» заказал лично Пётр I. Впрочем, она и сама весь этот май считалась первой среди 10 шедевров, отобранных к юбилею отечественного аналога Эрмитажа. В нём, кстати, хранится уже повторение с творения итальянца Антонио Тарсиа.

Светлана Прокопьева, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Собственно, попадает в нашу коллекцию она тоже из Ленинграда. Она была закуплена в конце 1950-х у частного лица. Есть такое мнение, что «Юпитер», который является как бы «спутником» к конкретно нашей статуе, был продан на торгах аукционного дома в Санкт-Петербурге в прошлом году».

К сожалению, исторического воссоединения не случилось. «Вторая половина» скульптурной группы ушла с молотка в чужие руки. Свыше миллиона долларов – роскошь для главного арт-музея страны даже в юбилей. Впрочем, за 75 лет здесь всё-таки собрали 30 с лишним тысяч экспонатов. В пластике сегодня есть и Запад, и Восток.

Никита Монич, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Помимо стандартных глаз, у неё присутствует глаз мудрости и совершенства во лбу. Также глаза на ладонях и стопах, что символизирует её всеведение и огромную божественную мудрость. А когда уже наши реставраторы чутко и последовательно привели её в экспозиционный вид, открылось то самое «огненное золочение», которое использовали в XVIII веке».

Десятилетиями литая богиня проходила в запасниках как образец искусства Китая 1800-х годов. Став старше так называемая «Белая Тара» потеснила италийскую «Юнону». Она на месяц основная в списке десяти шедевров музея, куда не вошёл пятисотлетний минский Будда. «Минский», кстати, не географически. Просто статуэтка времён династии Мин.

«Проект «10 шедевров» в музее продолжает выставка 10 веков искусства Беларуси. Это одна из старейших скульптур в стране. С конца XVI века спит мраморный мальчик.

Надгробие доставили из Гродно. То есть экспонат временно под сводами Национального художественного. А постоянно, вплоть до ноября, музей будет открывать свои фонды. Обещают: будут премьеры шедевров, собранных накануне войны и возвращённых ровно 70 лет назад после освобождения Беларуси.

Подписывайтесь на нас в Telegram