Может ли быть экономика экономной и куда уходят деньги, выделяемые на энергосбережение?

Эти вопросы встали на заседании рабочей группы, разбирающейся в проблемах жилищно-коммунального хозяйства.

Эти вопросы встали на заседании рабочей группы, разбирающейся в проблемах жилищно-коммунального хозяйства. Как выяснили государственные контролёры, есть серьёзные разночтения между тем, сколько энергоресурсов страна закупает и сколько по бумагам их потребляет.

Свет, тепло и газ во всех смыслах дорогого стоят. Подавляющий объём валюты идёт на закупку энергоресурсов, в первую очередь, конечно, газа. Чтобы уменьшить зависимость экономики от такого импорта, нужно экономить – это понятно. И статистика показывает, что белорусы научились сберегать тысячи тонн условного топлива. Но это на бумаге. В жизни же вентили вроде никто и не прикрывал – реально страна ежегодно закупает одинаковый объём того же газа.

С одной стороны, затянуть ремень потуже и можно – это показывает Министерство энергетики. Его к экономии, мягко говоря, подтолкнули госконтролёры ещё три года назад. Старое оборудование, как оказалось, можно обновить, местные виды топлива работают, и возобновляемые источники энергии типа гидроэлектростанций и ветряков тоже можно строить.

Виктор Каранкевич, заместитель министра энергетики Беларуси: «Всего за период 2006-2013 объём использования природного газа на производство тепловой и электрической энергии снижен более чем на 2,3 миллиарда метров кубических газа, или около 500 миллионов долларов. Если бы не реализация мероприятий по энергосбережению, то на 790 миллионов кубов газа потребление в 2013 году составило бы больше».

Судя по отчётам, за 9 лет Беларусь якобы сэкономила более десяти миллиардов кубометров газа – половину того, что мы импортируем в год. Но выходит, бумага далека от реальности. На самом деле, объём закупки газа из года в год всё тот же. Что в 2005 году, что в 2012-м. А в прошлом году он даже несколько вырос – до 20,6 миллиарда кубометров. Как это могло произойти? Во-первых, если белорусы просто стали потреблять больше газа. Но на практике это не так – уровень ежегодно одинаков. Вторая возможная причина – больше голубого топлива понадобилось промышленникам. Но и этого не произошло. Уровень развития промышленности в прошлом году не только не возрос, но даже снизился. Парадокс, да и только.

Сергей Ровнейко, начальник главного управления Комитета госконтроля Беларуси: «Нужна объективная методика оценки проведённых мероприятий, потому что существует это несоответствие. Проводятся мероприятия по энергосбережению, они должны дать эффект по экономии топлива, но, попросту говоря, по приборам мы видим, что потребление газа, в частности, не меняется. В то же время методика существующая оценки энергосберегающих мероприятий нас успокаивает, что эффект получен».

Поручение заменить явно устаревшие методы анализа получила Национальная академия наук ещё девять месяцев назад. Говорят: работает, но это ещё не финал. Вместе с тем в отрасли, по данным контролёров, полным-полно банальных приписок.

Сергей Ровнейко, начальник главного управления Комитета госконтроля Беларуси: «Искажение данных о результате применения энергосберегающих мероприятий выявляется в разы. Есть конкретные примеры. В Гомельской области в Калинковичском районе предприятие «Коммунальник» как раз завысило в 13 раз эффект, полученный от энергосберегающих мероприятий».

Приписками, конечно, займутся компетентные органы. Но более масштабных решений, скорее всего, стоит ждать от правительства. Дело в том, что с 2011 по 2013 год государство выделило на программы энергосбережения 34,5 триллиона рублей – это сумма с 12 нулями, а понять, как эти деньги работают, при нынешнем положении дел оно не может.

Подписывайтесь на нас в Telegram