Традиционно ночь на 18 мая – это ночь музеев. Естественно, истинные любители музейных ценностей, конечно же, не спали.

Традиционно ночь на 18 мая – это ночь музеев. Естественно, истинные любители музейных ценностей, конечно же, не спали.

Это путешествие за 35 километров от Минска. Не выезжая за МКАД. Рука касается экрана, раздаётся «Hi» (оно же «здравствуйте»), начинается «hi-tech» экскурсия по Вязынке. И ещё трём филиалам первого 3D-музея страны. Его окрыли уже после смерти Купалы. О, чудо! 70 лет спустя поэт пьёт чай там, где никогда не был.

Елена Лешкович, директор Литературного музея Янки Купалы: «Прыступаючы да стварэння новай экспазіцыі, мы вельмі шмат раіліся, ці трэба нам тыя новыя музейныя тэхналогіі. І ўсёж-такі вырашылі пайсці на эксперымент у кожным зале. Асабліва падабаецца нашым наведвальнікам, канешне, 3D-Купалле».

На этих мониторах точно – время вперёд. 15 человек изо дня в день создают новую реальность: от идеи до монтажа. Их компания, по сути, монополист на отечественном рынке. Сегмент уж очень узкий – 157 музеев, 14 – республиканских. Сейчас группа историков, дизайнеров, программистов занята мультимедиаэкспозициями основного проекта юбилея освобождения Беларуси – Музея истории Великой Отечественной войны.

Анна Зайцева, заместитель директора компании «Техномузей»: «Мы ствараем трохмернае такое прылажэнне-падарожжа па горадзе, які не існуе. Перад вамі горад Мінск па стану на май 1941 года. Віртуальны падарожнік праходзіць шлях ад парка Янкі Купалы да вуліцы Энгельса, да сабора. Гэта тое, што будзе працаваць на эмоцыі нашага наведвальніка».

Примером для всего Старого Света сегодня является варшавский музей Шопена. Там посетитель слышит салонные разговоры, звук оставляемых чашек, ощущает аромат фиалок – любимых цветов композитора. А если на рояль поставить партитуру, кажется, сам гений играет. Не дёшево, конечно: свыше 20 миллионов евро из польского и общего бюджета Евросоюза.

Василий Черник, заместитель министра культуры Беларуси: «Наверное, здесь можем говорить о государственно-частном партнёрстве. Есть же спонсоры, которые готовы сегодня. Мы должны сегодня прийти в музей и не увидеть статичную экспозицию, пройтись с экскурсоводом, что б она мне рассказала: вот это так, вот это так. Тут такие события происходили, тут такие люди участвовали».

К сожалению, общей концепции модернизации отечественных музеев пока нет. Но Минкульт намерен поднять вопрос. В следующем году, при разработке новой госпрограммы «Культура Беларуси», рассчитанной до 2020 года. Впрочем, в этой теме фраза «Поспешишь – людей рассмешишь» актуальна даже в Германии.

Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия (г. Берлин): «Сейчас инвестировать много денег в технологии, которые через пять лет уже не то, это тоже сложно и трудно. Я думаю, что этот hi-tech может помочь рассказать эти истории вокруг объектов. Но в центре всегда должна быть аура оригиналов».

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс “Мир”»: «На пяти иностранных языках наш аудиогид предлагает три часа информации. Можно очень спокойно гулять по замку, посидеть во дворике на лавочке. За 20 тысяч вы можете полностью послушать всю историю замка. И это гораздо дешевле, чем экскурсия. Экскурсия стоит 60 тысяч. Правда, аудиогид индивидуальный».

Дабы не мешать другим погружаться в Мир Ильиничей, Радзивиллов… К слову, посетитель здесь сам определяет, сколько длится экскурсия. Сейчас в наличии 150 устройств. Для музея, который в сутки, пропускает до 4 тысяч туристов, маловато будет. Уже занимаются дополнительной партией. В других собраниях зачастую и вовсе «тишина». Главный арт-музей страны активизировал аудиогиды лишь к Чемпионату мира по хоккею. Стимул.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «I гульня з аднаго боку, з другога боку гэта і наведванне экспазіцыі, гэта і знаёмства з нашымі мастакамі, з нашымі калекцыямі».

Открытие этой «Ночи музеев». Так, не касаясь холста, любой на мгновенье мог почувствовать себя Сутиным. Дописав в раме авторский «Натюрморт с тремя селёдками». Идея принадлежит, конечно же, японцам. Высокие технологии позволяют сегодня вдохнуть жизнь даже в мраморные шедевры. Но главное – возможность показать коллекцию максимально. В Национальном художественном глазам посетителей сейчас видна лишь пятая часть 30-тысячной коллекции.

Всевозможные ноу-хау вполне ощутит на себе здание в лучах славы. Новый Музей истории Великой Отечественной войны готов внешне, а изнутри пока что напоминает коробку с детским конструктором. Идёт монтаж будущего. Запасники хранят свыше 150 тысяч предметов. Для осязания нужно выбрать «самое». За обаяние эпохи ответят проекции и шумы.

Анна Галинская, заместитель директора Музея истории Великой Отечественной войны: «”Я крепость, веду бой!” Это один всего лишь из эпизодов, который действительно имел место, во время защиты Брестской крепости. Здесь будет именно изображение. Голографическое изображение с аудиоэффектом. То есть мы будем слышать голоса людей и уже бой, который за стенами».

Появится здесь и своя явочная квартира. Причём этого квартала в Минске уже не найти. Его снесли в 1967 году. Дизайнеры в деталях повторили и брусчатку, и освещение… Впечатление, словно ты на съёмочной площадке фильма «Руины стреляют в упор».

Уловить аромат «верашчакі» из части третьей. Из тринадцатой – услышать рой пчёл. Всё это, конечно, будущее. А в настоящем у Дома Коласа уже говорят не только стены. Автор «Новай зямлі» ведёт зрителя к оригинальным текстам, которые теперь доступны каждому.

Страницы шуршат. Это большая электронная книга. Первая в Отечестве. Специалисты оцифровали всё рукописное и печатное наследие Песняра. Разница лишь в масштабе. Остальное – один к одному. «Живой» экспозицию делает возможность написать от себя пером Коласа.

Анна Зайцева, заместитель директора компании «Техномузей»: «Калі да рарытэта вам наўрадці дадуць дакрануцца, то вось да трохмернай выявы, якая будзе спраектавана проста на паветры, скажам, водным экране, на туманным экране, гэта можна будзе».

Революция, научно-техническая, произошла и в старейшем музее страны. Дом Первого съезда Российской социал-демократической рабочей партии обрёл QR-код. Аббревиатура переводится с английского не иначе как «быстрый отклик». Теперь рядом с серпом и молотом – чёрные квадраты. В них зашифрованы 110 лет истории. Стоит только иметь в мобильном доступ к Интернету (Wi-Fi вокруг – это ещё не про нас) и скачать специальную программу, бесплатно. Эту дорогу сейчас признали самой верной для наших музеев. Мол, пока та модернизация!..

Сегодня всё должно работать на идею превращения музея из консервативного в актуальное заведение. Увидеть Шагала – просто. А вот ощутить запах его красок?.. Стоит попробовать, и тогда явно очереди сюда будут не только одну «Ночь» в году. Как говорит британский классик Грэхем Блэк, «музеи не должны быть скучными хранилищами ценностей. Их задача – давать возможность прикоснутся к истории и пищу для ума».

Подписывайтесь на нас в Telegram