К нам приехал наследник династии, повлиявшей когда-то на жизнь всей Европы. Это – Гогенлоэ-Шиллингфюрст. Вторая часть фамилии – название городка в 230 километрах восточнее Мюнхена. Именно там, в баварской глубинке, были случайно найдены сокровища белорусских магнатов. Часть из них, точнее, 16 ранее неизвестных портретов Радзивиллов, отныне и ещё полгода можно увидеть на Родине.
Уж 20 лет Константин не принц, а князь. То есть главный в семье. Потомок одного из создателей Второго Рейха – Германской империи – сегодня открыл Мир. Это первый вояж Его Высочества в Беларусь. Да ещё в сопровождении фамильных ценностей. Век, а может и дольше, живописные «Сиротка» да «Рыбонька» не покидали земли Баварии.
Князь Константин Гогенлоэ-Шиллингфюрст, владелец коллекции: «Портреты находились не в музейной части нашего родового замка, а в так называемых проходных. Там, где мы до сих пор живём. К сожалению, по привычке их не замечали. Не понимали их значения. Очень рад, что сегодня картины в Мире. Я сам поражён, как это выглядит здесь!»
Поверх шёлковых обоев – галерея бывших владельцев. Для них в замке сняли весь исторический Портретный зал. До того здесь висели так называемые принты. К слову, баварские Радзивиллы – тоже повторение. Списки, возможно, 30-х годов XIX века с несвижских оригиналов. Эксперты приступили к изучению вещей, о которых ранее только слышали.
Ольга Баженова, историк, кандидат искусствоведения: «То, что мы здесь видим, даёт возможность предполагать, что этот ряд принадлежит Пеньковскому. Видно, ещё какому-то художнику. Потому что в документах есть художник-копиист, без имени уже. То есть в этом смысле собрание Витгенштейнов славилось. Сам Витгенштейн считался одним из самых богатых меценатов XIX века».
Сегодня холсты покрыты скорее не пылью – тайнами столетий. Возможно, их заказала кузина прапрабабушки князя Мария из дома Витгенштейнов. С 1828 по 1891 год – графов на Мире. Этот титул русские немцы получили после удачного брака со Стефанией Радзивилл, о которой сам Пушкин писал, «что жизни мне милей она».
Князь Матей Радзивилл: «Я очень рад, что там сохранились эти портреты и другие предметы. Потому что мы все знаем, что здесь во время войны многое было разрушено. И только часть сохранилась в Беларуси и Польше. Мне кажется, что там есть также документы, связанные с Радзивиллами».
Князя Матея сегодня называют в семье не иначе как «летописцем». Давеча купил на аукционе портрет Юрия – единственного кардинала из Радзивиллов. Взгляд весьма схож с тем, что сейчас в стенах Мира. Принцип вернисажа – хронологический. Начинается всё от мифического Войшунда и его супруги Провседы-Овки.
Из Шиллингфюрста в Мир доставили 18 портретов. А в экспозиции их 16. Двум изображениям Радзивиллов реставраторы посоветовали горизонтальное положение. Мол, вертикальное уже опасно для красочного слоя.
Сейчас идут переговоры с князем-владельцем о ренессансе работ. Есть желание купить. Если не все, то часть. К слову, по неофициальным данным, предварительно собрание оценили в 100 тысяч евро. Сумма для одного из самых посещаемых музеев страны вполне подъёмная.
Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс "Мир"»: «Этот портрет написан кистью Винценция Следзинского. Считают, что это самая поздняя картина из всей коллекции. Но при любом раскладе 1884 год – это 130 лет. Остальные портреты старше. На сегодняшний день подготовлен каталог к печати. Почти 100 страниц с профессиональными фото».
Войдёт туда и портрет бывшей хозяйки Мира – той самой Марии. Он принадлежит кисти Брюллова. К сожалению, расстаться с ним Шиллингфюрст не смог даже на время. К выставке музей приобрёл графическое изображение предков князя, который за вернисаж взял весьма символические прокатные – что-то около тысячи евро в месяц.
Подписывайтесь на нас в Telegram