Новые правила для «культурной» России. Как ожидается, с 1 июля в стране запрещено использовать нецензурную брань при публичном исполнении произведений литературы, искусства, народного творчества. Президент Путин закон подписал, но споры вокруг новых основ культурной политики не утихают.
Установить контроль за созданием современных произведений искусства в России решили после череды громких скандалов в московских театрах. «В Театре на Таганке оскверняют память о войне» – такие письма летят от зрителей в Минкульт. В Гоголь-центре постановки проверяют на предмет пропаганды педофилии. Следственный комитет работает с режиссёрами малого художественного театра имени Чехова. Все эти «спорные» спектакли были поставлены за государственный счёт – на каждый потратили минимум десять тысяч долларов. Теперь, чтобы каждый рубль выливался в аплодисменты, а не скандал, в России и разработана новая концепция основ культурной политики.
Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству: «Когда существует какая-то концепция, то легче выстраивать систему критериев. Почему поддерживается это и не поддерживается то. На каком основании тратятся деньги, скажем, на нематериальное наследие, а на материальное тратится меньше. Сколько денег тратится на сохранение культуры и сколько нужно на развитие искусства».
Спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж» некоторые зрители не только не посчитали искусством, но и увидели в нём разврат, пропаганду гомосексуализма и педофилии. О чём и написали в Следственный комитет. Он теперь проверяет законность постановки, церковь требует отставки руководства театра, а режиссёры, которые отходят от привычных театральных канонов, объясняют, почему именно так трактуют классику.
Константин Богомолов, режиссёр: «Пришла иная эпоха. Эта эпоха связана, я здесь сажусь на любимого конька, с эпохой новой жестокости, новой честности, с десокрализацией человека, с десокрализацией тела, с десокрализацией понятия смерти, в каком-то смысле с концом религиозной эпохи, как своего рода романтической эпохи в истории человечества».
Новая концепция основ культуры предполагает утверждение театрального репертуара, сдачу спектаклей, литование печатной продукции. О советской цензуре, подчеркивают, речи не идёт. Просто государство как заказчик получает право платить за то, что не будет противоречить традиционным русским ценностям. И соответственно, минимизирует опасность конфликтов театра и зрителя.
Это раньше недовольные зрители срывали непонравившиеся постановки громкими криками и забрасывали актёров яйцами. Теперь многие в России сразу идут в суд. Гамлета сейчас, например, в одном из исков обвиняют в изнасиловании Офелии. Донну Эльвиру из классической оперы «Дон Жуан» ругают за пропаганду порнографии, с десяток режиссёров упрекают в использовании нецензурной лексики.
Такая острая реакция на «стриптиз Мельпомены», говорят в Министерстве культуры, в России сейчас на пике. Новая концепция рассчитывает этот антагонистический запал сбить.
Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству: «Сегодня происходит деградация публики, а это влечёт за собой деградацию профессионального искусства. Общественный вкус выбирает Стаса Михайлова в главные герои сегодняшней музыкальной жизни. Это ни хорошо, ни плохо. Такой вкус. Если с критерием Стаса Михайлова подходить к музыке Шнитке, то, естественно, она будет казаться чудовищной».
Предусмотрена большая и кропотливая работа со зрителем: специальные курсы и лекции. Чтобы консерватизм вкусов и отсутствие образования не исключали новаторство в искусстве.
Подписывайтесь на нас в Telegram