В основе Евразийского экономического союза должен лежать полноформатный Таможенный союз

Между его участниками не должно быть никаких ограничений в движении товаров, какими бы чувствительными они ни были. Такова позиция Беларуси. Накануне в Минске на заседании Высшего Евразийского экономического совета её чётко обозначил Александр Лукашенко.

Между его участниками не должно быть никаких ограничений в движении товаров, какими бы чувствительными они ни были. Такова позиция Беларуси. Накануне в Минске на заседании Высшего Евразийского экономического совета её чётко обозначил Александр Лукашенко.

Переговоры продолжались до глубокой ночи. Основная тема – степень готовности Договора о создании Евразийского экономического союза. Новое интеграционное объединение должно заработать с 1 января 2015 года. Вместе с тем, есть вопросы, которые экспертным группам «тройки» до сих пор не удалось согласовать. Принципиальная для Беларуси позиция – отмена всех изъятий и ограничений во взаимной торговле. В частности, экспортной пошлины на нефтепродукты. По нынешним соглашениям Беларусь ежегодно выплачивает России 3-4 млрд долларов за экспорт нефтепродуктов, произведённых из российского сырья. Интеграционное сближение предполагает равные условия торговли для всех участников таможенной «тройки». Поэтому, как подчеркнул Президент Беларуси, не стоит превращать интеграцию в процесс ради процесса.

Президент Казахстана также выступает за поиск компромиссов. Накануне Нурсултан Назарбаев выразил уверенность, что разногласия на пути создания Евразийского экономического союза вполне преодолимы.

Евразийский экономический союз Беларуси, Казахстана и России – это 170 миллионов человек и 15% мировой суши. Вообще экономическую интеграцию в Таможенный союз – прародитель Евразийского – объявили ещё в 2010 году, и через год объём взаимной торговли трёх стран вырос сразу на треть. И с тех пор продолжает расти, хотя и не такими темпами. Экономический потенциал нового объединения – это первое место в мире по добыче газа и нефти, второе – по производству минеральных удобрений, третье – по генерации электроэнергии, четвёртое – по разработкам угольных месторождений, шестое – по машиностроению.

Интеграция сулит верхние строчки мировых экономических рейтингов. Но то, что на себе сможет почувствовать каждый, – это свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, как четыре кита, на которых основывают Евразийский экономический союз. И ведь что для этого нужно, определились давно: единые тарифы и технические регламенты, единое трудовое и миграционное законодательство. При этом договор о создании нового объединения должен стать не декларацией, а гарантией соблюдения единых правил игры. По итогам же переговоров решено, что общие рынки нефти и газа начнут функционировать не позднее 2025 года. Концепцию их формирования Лукашенко, Путин и Назарбаев должны утвердить в 2016 году.

Что касается пошлин на нефтепродукты, то пока эти вопросы будут решаться на двусторонней основе. Президенты поручили Евразийской экономической комиссии и правительствами трёх стран доработать все нюансы договора в ближайшее время, чтобы документ был готов к подписанию 29 мая на саммите в Астане.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram