Экономический патриотизм

В экономической части президентского Послания прозвучала мысль о так называемом внутреннем рынке.

В экономической части президентского Послания прозвучала мысль о так называемом внутреннем рынке.

Хотя нам, конечно же, более привычно слышать о производимом внутреннем валовом продукте, о ёмкости рынков других стран, куда поставляют продукцию белорусские предприятия. А про свой рынок почему-то забываем.

Внутренний рынок – это то, что мы покупаем и потребляем в пределах нашей страны. Речь идёт об отечественных товарах и об импорте. Правительство любой страны заинтересовано, чтобы соотношение местное – заморское складывалось в пользу национального производителя. Есть очень убедительные примеры стран, в которых покупатели тратят лишь десятую часть своих доходов на покупку «чужих» товаров и услуг. В Беларуси цифры не столь оптимистичные.

Белорусы зарабатывают в год около 40 млрд долларов. 3 миллиарда из этой суммы поглощает заграничный шопинг, 1 миллиард тратится на зарубежный отдых, на 6 миллиардов в год белорусы покупают импортных товаров уже внутри страны. Итого 10 миллиардов долларов. То есть каждую четвёртую денежную единицу своего дохода белорус отправляет на поддержку зарубежного производителя.

Михаил Ковалёв, декан экономического факультета Белорусского государственного университета: «Среднестатистическая норма – надо только, чтобы каждый десятый заработанный рубль мы отдавали за рубеж, а всё остальное тратили внутри страны. Абсолютно правильно провозглашён приоритет, что надо добиться, чтобы увеличился потребительский спрос на наши потребительские товары».

В этом контексте любопытен опыт Китая. У экономик Беларуси и Китая есть общие черты. Обе страны
экспортоориентированные. Довольно долго и белорусы, и китайцы эксплуатировали одно и то же конкурентное преимущество – дешёвую рабочую силу. Именно за счёт цен значительную часть того, что производится внутри страны, удаётся продавать на внешних рынках. Но эта же модель имеет один большой недостаток – зависимость от ситуации в мировой экономике.

О смене курса в Китае заговорили ещё в 2009 году. В период мирового кризиса китайский экспорт резко упал. Именно тогда правительство решило стимулировать внутренний спрос. Каким образом? Огромные инвестиции государства в инфраструктурные проекты. Это сотни тысяч новых рабочих мест. Переселение бедного сельского населения в города. Увеличение доходов населения. В итоге даже в кризис Китай демонстрировал неплохой экономический рост.

Мощь внутреннего рынка завязана на доходах граждан. И ещё – на желании тратить заработанное. Хотя китайское правительство старается повысить доходы населения, мудрые китайцы склонны больше сберегать, чем тратить. У белорусов – иные приоритеты. Мы гораздо больше расходуем, чем откладываем на чёрный день. Казалось бы, такие привычки вписываются в новую стратегическую задачу. Но вот парадокс. Чем выше наши заработки, тем больше мы тратим на импорт, причём за рубежом.

Одна из причин более низких цен в Польше и Литве – минимум посредников, максимум поставщиков одного и того же товара. У нас же при большом обилии магазинов может оказаться, что только одна компания-оптовик поставляет определённый продукт на внутренний рынок и заламывает цены. Простой бытовой пример.

Михаил Ковалёв, декан экономического факультета Белорусского государственного университета: «Когда я прихожу на рынок в своем микрорайоне, я вижу, что там сидят полсотни продавщиц фруктов и овощей, но когда начинаешь разговаривать с ними, выясняешь, что все они от одного хозяина. Какая тут конкуренция. Вот если бы тут продавал молдавский, украинский, белорусский фермер свою продукцию, тогда была бы конкуренция. Абсолютно перезрел вопрос мощного со значительными властными полномочиями органа, например, который бы отслеживал, чтобы создавалась конкурентная среда».

И вот напрашивается первая мера. Уж если покупать импорт, то в своей стране. Тогда магазины будут хотя бы платить налоги в белорусский бюджет. Разумнее, чтобы не мы ехали за товарами, а товары ехали к нам. А значит, нужны современные торговые центры, бренды и обязательно – конкуренция. Первоочередное внимание – качеству белорусских товаров. Развитие экспорта услуг, а ещё – предоставление образования, медицинской помощи иностранцам в Беларуси. Отдельная статья – туризм, а это гостиничный, ресторанный, санаторный бизнес, индустрия красоты и развлечений. Тот же китайский опыт подсказывает – строительство объектов инфраструктуры, например, транспортно-логистических центров. Избитый аргумент – географическое положение Беларуси – по-прежнему имеет силу. Поддержка малого и среднего бизнеса. Скорее небольшие компании, чем крупные госпредприятия освоят выпуск несложных потребительских товаров, которые пока завозятся в Беларусь.

Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства: «Во-первых, чисто логистически более дёшево перемещать товарные потоки. Во-вторых, это стимулирует отечественного производителя. Внутренний рынок, именно он позволяет предприятию получить первую прибыль. Нам необходима комплексная программа не защиты внутреннего рынка, а развития его».

Есть и ещё одна проблема. Так называемый промежуточный импорт. Белорусские компании и предприятия – особенно на волне модернизации – в большом количестве завозят импортное оборудование и технологии, порой идейно устаревшие, 5-10-летней давности. И это при наличии достаточно
мощной отечественной Академии наук.

Михаил Ковалёв, декан экономического факультета Белорусского государственного университета: «И здесь надо, может быть, пойти на такие жёсткие меры, как в Китае. Принуждение белорусских предприятий к собственным инновациям. У нас есть довольно значительные инновационные фонды. Они все в основном тратятся на закупку импортного оборудования. А может быть, стоит, как китайцам, ввести норматив: не менее половины средств тратить на отечественные инновации. Тогда появится спрос на разработки отечественных учёных».

На польских изделиях производители часто пишут «Спасибо, что купили польский товар». Наш слоган «Купляйце беларускае!» напоминает лозунги из советской эпохи. Ставка на внутренний рынок – цель благородная, но долгосрочная и сложная. Хотелось, чтобы её воплощение сопровождалось не только призывами и борьбой с импортом, а более тонкими инструментами – системой стимулирования как производителя, так и потребителя.

Чтобы за любой товар, произведённый или купленный в Беларуси, хотелось сказать «спасибо». Честно и от души.

Подписывайтесь на нас в Telegram