В Музее древнебелорусской культуры «расслоили» икону. Зачем?

Единственный в стране Музей древнебелорусской культуры открыл «лики». Это иконы XVII, XVIII, XIX веков. Лишь в новом тысячелетии для них наступил период ренессанса.

Единственный в стране Музей древнебелорусской культуры открыл «лики». Это иконы XVII, XVIII, XIX веков. Лишь в новом тысячелетии для них наступил период ренессанса. Впервые в практике отечественной реставрации сотрудникам Национальной академии наук удалось «отслоение». То есть из одного исторического объекта получили два.

Это событие из мира музеев сравнимо со святой Пасхой для христианского. Здесь обрели сразу два сюжета. Младший – второй половины XVIII века – отныне на стекле. Тем самым Христос уступил старшей – Богородице, чей образ 400 лет хранит сосновая доска. К слову, традиционная основа икон региона брестского Полесья.

Николай Мельников, заведующий сектором Музея древнебелорусской культуры: «Перад намі з’явіліся перашкоды, якія нам прыходзілася пераадольваць. Знаходзіць новыя рашэнні, новыя тэхналагічныя падыходы. Асабліва калі выявілася, што ў нас адкрыўся другі слой. Каля года праца адбывалася. Здавалася, што гэта будзе даволі хутка».

Учёные смотрели на небеса обетованные 30 лет. С момента, как «Воскресение Христово» покинуло заброшенный храм Покрова под Кобрином. Операция «слой от слоя» дала… третье изображение униатской Мадонны. Даже предварительный рентген ничего не показывал.

Борис Лазуко, директор Музея древнебелорусской культуры: «Мы яшчэ адкрылі адбітак вось гэтай кампазіцыі – Пакрава на адваротным баку, а паміж імі фактычна не іскнуе цвёрдай нейкай асновы. І нам удалося захаваць гэтыя два жывапісныя слаі. Дзякуючы таму, што каля 10 слаёў лаку было накладзена з прамежкавымі прасушкамі. Рука Маці Боскай, прасцёртая. Другая рука, яе лік, яны нанесены проста лаканічнымі такімі мазкамі, лініямі. Гэта хутчэй за ўсё той падмалёвак, з якога пачыналася жывапісная работа».

Повезло так повезло. Это редкий пример, когда реставраторы без проникновения в живописный слой увидели все этапы творения. Авторы, к сожалению, неизвестны. Впрочем, таков удел большинства сакральных шедевров эпохи национального барокко. И даже ранее.

Это (см. видео – прим. ред.) подлинная «икона стиля» – матерь Божья Одигитрия, XVI век. Один из старейших образов в коллекции музея. А в ряду ликов XVII столетия уже скоро появится возрождённый «Покров Богородицы».

Cейчас в фондах музея около 700 икон. Помимо вновь обретённых ликов, вернисаж включил ещё три святыни на холсте и дереве. Они только-только со стола реставраторов. Дополнила живописный Покров и бархатная с золотыми нитями «Плащаница». Для полной истории искусств, – уверены в музее, – важен каждый слой.


Подписывайтесь на нас в Telegram