Лукашенко: «В случае неэффективной работы частные пивзаводы будут возвращены под контроль государства»

Сократить импорт пива и максимально загрузить собственные заводы. Президент провёл совещание, на котором обсуждалось состояние пивной отрасли Беларуси. Если говорить прямо, пивоварение находится в стагнации. И это с учётом масштабной модернизации. В итоге получилось, что производство пенного напитка налажено – его достаточно, чтобы насытить отечественный рынок, немного остаётся и на экспорт, но предприятия загружены лишь на 60 процентов.

7 лет назад белорусские пивовары получили от государства карт-бланш для своего развития: с одной стороны ресурсы на обновление и наращивание производств (за это время вложено более $300 млн инвестиций), с другой – зелёный свет вхождению на внутренний рынок транснациональных компаний, таких как Heineken и Carlsberg. В итоге лишь 20% предприятий принадлежат государству, остальные – в частных руках.

Несмотря на это отечественные производители, особенно в последние годы, лишь теряют позиции на собственном рынке, треть которого занимает импорт. И дело здесь не во вкусе или качестве пива, – считает Александр Лукашенко, а в управленческих просчётах.

У Президента к пивоварам действительно много вопросов: почему у предприятий низкая рентабельность, а современные мощности используются лишь на 60%? В то время как иностранные конкуренты везут свою продукцию за сотни, а то и тысячи километров. Ответ за отрасль держал вице-премьер Михаил Русый, в докладе которого было больше оптимизма, чем ответов на критику.

По оценке Михаила Мясниковича, такая ситуация – следствие просчётов в процессе приватизации. Зарубежные игроки пришли на слишком комфортных условиях, когда не были чётко прописаны обязательства: по развитию сырьевых зон, наращиванию производства и экспорта. Вместо того чтобы разрабатывать новые пивные сорта и выпускать в Беларуси популярные бренды, они предпочитают всё это завозить из-за рубежа.

Премьерское предложение о финансовой поддержке отечественных производителей Александр Лукашенко не поддержал – государство не получило отдачи от предыдущих вложений.

В целом Беларусь трудно назвать пивной страной. По потреблению пенного напитка мы отстаём не только от законодателей – Германии и Чехии, но и от соседей – Литвы, Польши и России. Это было бы неплохо, как один из факторов национальной трезвости, если бы не одно «но»: пиву белорусы предпочитают напитки покрепче.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются отечественные производители – демпинг. В Беларуси выпускают 90 сортов пива, в мире же их десятки тысяч, если не сотни. Но большинство рецептур основаны на сочетании всего трёх компонентов: воды, хмеля и солода. Качество белорусского ячменя и как следствие солода – до недавних пор это была тема для горячих дискуссий. Сегодня пивовары используют отечественное зерно. Впрочем, в Академии наук считают, что и белорусский хмель может быть не хуже импортного.

На выход из состояния стагнации Президент отвел пивоварам 9 месяцев. К началу следующего года разговор на эту тему возможен, но уже в другом контексте – обозначить новые рубежи в развитии.

Пиво – один из тех продуктов, когда продают не столько вкус и товар, сколько образ. И здесь велика роль маркетологов в продвижении и рекламе. Для сравнения: в «Лидском пиве», которое сегодня на плаву, за сбыт отвечают больше половины персонала, в проблемном «Брестском пиве» лишь 6 %.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram